Как реструктуризация долга Шри-Ланки причиняет ущерб местным женщинам

15983

Индекс «Женщины, бизнес и право» Всемирного банка зафиксировал устойчивый гендерный разрыв в пенсионном обеспечении как в богатых, так и в бедных странах

Фото: pexels.com

Частично это объясняется гендерными правовыми различиями, такими как более низкий возраст обязательного выхода на пенсию для женщин и отсутствие пенсионного зачета периодов ухода за детьми. Поскольку у женщин более короткий трудовой стаж, они меньше зарабатывают и у них более высокая продолжительность жизни, чем у мужчин, они часто получают более низкие пособия, которые должны выплачиваться дольше.

Однако наиболее остро эта проблема стоит в странах с низким и средним уровнем дохода. Около двух третей мирового населения в возрасте 60 лет и старше проживает в развивающихся странах, и, по прогнозам, к 2050 году эта доля вырастет до 80%. Многие из этих стран не индексируют пенсии в соответствии с инфляцией, вместо этого они по своему усмотрению применяют дискреционные повышения при наличии бюджетных средств. И, как показала недавняя реструктуризация долга в Шри-Ланке, растущий кризис суверенного долга грозит еще больше подорвать пенсионные сбережения, ввергнув еще больше пожилых женщин в нищету.

После дефолта по внешним кредитам в начале 2022 года правительство Шри-Ланки согласилось реструктурировать свой внешний и внутренний долг, как того требует соглашение о финансовой помощи с Международным валютным фондом. Эта корректировка имела тяжелые последствия для Фонда обеспечения работников (EPF) – крупнейшего в стране пенсионного фонда, который находится под управлением Центрального банка Шри-Ланки и охватывает почти 60% работников частного и полугосударственного секторов.

В сентябре Центральный банк Шри-Ланки (CBSL) объявил, что у EPF есть два варианта действий с портфелем казначейских облигаций в рамках плана реструктуризации внутреннего долга. Первый заключался в увеличении налоговой ставки, применяемой к инвестиционному доходу EPF, до 30%, что более чем вдвое превышает текущую ставку в 14%. Второй заключался в обмене казначейских облигаций на новые с более низкими процентными ставками: 12% в год до 2026 года и 9% после этого, что является резким снижением по сравнению с текущей средней ставкой, составляющей более 20%. Валютный совет CBSL выбрал последний вариант, хотя оба сценария приведут к значительному сокращению пенсионных накоплений.

Хотя это плохая новость для всех пожилых граждан Шри-Ланки, которые и без того являются беднейшей группой страны, она непропорционально сильно ударит по пожилым женщинам. Стоит отметить, что они и так получают меньше пособий, учитывая, что EPF предназначен для работников с официальной занятостью, а доля женщин на рынке труда на протяжении последних десятилетий остается низкой – 30–35%. Однако даже женщины, не имеющие прямого доступа к этим сбережениям, зачастую косвенно полагаются на них, поскольку находятся в финансовой зависимости от мужчин или получают пособия своего умершего супруга.

Что еще более важно, феминизация старения удлинила период выхода на пенсию для женщин Шри-Ланки, которые не только живут на шесть лет дольше, чем мужчины страны, но также имеют право претендовать на получение пособий по EPF по достижении 50 лет, в то время как мужчины должны ждать до достижения 55 лет.

Это имеет значение, поскольку в качестве плана с фиксированным взносом EPF предоставляет обязательные взносы, уплачиваемые работодателями и работниками, вместе с накопленными процентами в качестве единовременной выплаты при выходе на пенсию. В 2021 году EPF выплатил среднее пособие в размере около $2000, что, согласно данным Центрального банка, эквивалентно всего лишь четырем годам среднего потребления на человека. Поэтому женщинам приходится растягивать эту и без того недостаточную сумму на более длительный срок, чем мужчинам. А при снижении доходности облигаций работники получат еще меньшую единовременную выплату.

Это свидетельствует об угрозе, которую реструктуризация внутреннего долга представляет для гарантированного дохода и экономической зависимости женщин в пожилом возрасте. Это также подчеркивает важность сохранения пенсионных фондов для обеспечения благосостояния пожилых людей в целом.

Вместо того чтобы применять одинаковый подход ко всем казначейским облигациям, план реструктуризации Шри-Ланки был нацелен на те облигации, которые находятся в распоряжении пенсионных фондов (в отличие от финансовых институтов или частных заинтересованных сторон). Более того, бенефициары EPF не имели возможности противостоять этой политике, поскольку ни работники, ни работодатели не имеют права голоса в управлении фондом.

Для повышения транспарентности совет директоров EPF должен быть реструктурирован, с тем, чтобы обеспечить представительство интересов членов в процессе принятия решений. В конце концов, бенефициары несут риск плохого управления. Работодатели и сотрудники обоих полов могли бы привлечь совет директоров к ответственности за его инвестиционный портфель, 93,4% которого в 2020 году приходилось на кредиты в рупиях, казначейские облигации и казначейские векселя, а также противостоять изменениям, которые сокращают их пенсионные накопления. Например, политика налогообложения инвестиционного дохода EPF, который изначально был освобожден от налогов, была реализована, несмотря на противодействие со стороны сотрудников.

Закон, устанавливающий EPF, должен быть изменен с тем, чтобы сделать пенсионный возраст одинаковым для мужчин и женщин, а также создать механизмы зачета периодов ухода за детьми. Следуя примеру других стран, Шри-Ланка должна стимулировать усиление конкуренции на рынке пенсионных фондов, что даст бенефициарам больше возможностей для выбора и в свою очередь будет способствовать более ориентированному на обслуживание управления фондами. И наконец, необходимо предоставить отдельным лицам большее право голоса для участия в управлении своими пенсиями.

В долгосрочной перспективе для обеспечения экономического благосостояния пожилых женщин в Шри-Ланке – и во всём развивающемся мире – необходимы продуманные и надлежащим образом финансируемые меры по расширению их доступа к занятости в формальном секторе. А пока директивные органы должны создать более транспарентные и подотчетные системы управления пенсионными фондами, чтобы защитить пенсии наемных работников от дальнейших сокращений.

Ниша Арунатилаке, директор по исследованиям Института политических исследований Шри-Ланки, научный сотрудник Partnership for Economic Policy

© Project Syndicate 1995-2024 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить