Как отказаться от субсидий на топливо

17940

Даже такая богатая нефтью страна как Нигерия пытается изменить внутерннюю топливную политику

Фото: Depositphotos/Kokhanchikov

В своей инаугурационной речи в мае, президент Нигерии Бола Тинубу объявил о прекращении многолетнего субсидирования топлива в стране. Нигерия не впервые пытается отказаться от этой политики, которая имела катастрофические последствия для экономики и климата. Новым является спокойствие простых граждан. Объявив о планах общенациональной забастовки, Нигерийский Конгресс Труда отступил, и других крупных акций протестов не последовало.

Это, мягко говоря, была необычная реакция, учитывая, что резкое повышение цен на топливо нередко приводит к массовым беспорядкам. Когда в 2012 году тогдашний президент Гудлак Джонатан попытался отказаться от топливных субсидий в Нигерии, массовые демонстрации и общенациональная забастовка заставили его изменить курс. Аналогичным образом, жесткие протесты вынудили бывшего президента Эквадора Ленина Морено восстановить субсидии на топливо вскоре после их отмены в 2019 году. По данным BBC, в период с января по сентябрь 2022 года люди более чем в 90 странах вышли на улицы из-за стоимости или доступности топлива.

Во избежание гражданских беспорядков, Международный валютный фонд выступает за постепенную отмену топливных субсидий в сочетании с целевыми мерами по защите наиболее уязвимых слоев населения. Но когда правительствам не хватает опыта в осуществлении программ социальной защиты, граждане зачастую не верят в переходный период и оказывают большее сопротивление реформам.

Учитывая, что доверие к правительству в Нигерии является одним из самых низких в Африке, можно было бы ожидать более сильного народного сопротивления резкой отмене субсидии на топливо. Однако, решение Тинубу пойти по пути «полного прекращения» и незначительный отпор, который он получил, свидетельствуют об изменении мышления: недовольство топливными субсидиями теперь может перевесить опасения относительно способности правительства проводить разумную государственную политику.

Многие нефтедобывающие страны ввели субсидии на топливо в 1970-е годы, в качестве способа распределения благ, связанных с богатством природных ресурсов. Считалось, что внутренний спрос может быть легко удовлетворен за счет внутреннего производства, при этом для экспорта остается много нефти. Но по мере роста рыночных цен правительства не смогли поднять внутренние цены и пустили эту затею на самотек, опасаясь, что реформы вызовут политическую реакцию. При этом внутреннее потребление топлива в нефтедобывающих странах, стимулируемое искусственно заниженными ценами, неуклонно росло. Крупнейшие производители нефти, такие как Нигерия, теперь вынуждены импортировать нефтепродукты по рыночным ценам, чтобы удовлетворить внутренний спрос. Со временем субсидии на топливо из скромных расходов раздулись до гигантских обязательств, которые поглощают значительную часть государственных расходов.

Низкие цены на топливо являются важным символом для граждан нефтедобывающих стран, представляя собой одно из немногих ощутимых преимуществ запасов сырой нефти. Таким образом, отмена топливных субсидий означает отказ от обещанных выгод от богатства природных ресурсов. И все же, по мере роста расходов на субсидии, у правительств сокращаются бюджетные возможности для инвестиций в здравоохранение, образование, инфраструктуру и другие общественные блага.

В Нигерии граждане могут наконец поддержать реформу по трем причинам. Во-первых, они все больше страдают от нехватки топлива, что привело к длинным очередям на заправочных станциях и резкому росту операционных расходов предприятий. Война в Украине спровоцировала скачок мировых цен на бензин и дизельное топливо, а также существенно возросла стоимость транспортировки топлива по стране. Вместо того, чтобы работать в убыток, некоторые розничные продавцы подняли цены на заправочных станциях выше установленной правительством цены, тогда как топливо на черном рынке стоит непомерно дорого.

Более того, идея о том, что дефицит в конечном итоге уменьшится с увеличением внутренних мощностей по переработке нефти (страна экспортирует нефть и импортирует почти все свое топливо), со временем стала менее убедительной. Недавний аудит, проведенный парламентом Нигерии, показал, что, несмотря на то, что за десять лет на ремонт нефтеперерабатывающих заводов страны было потрачено $25 миллиардов, они по-прежнему работают менее чем на 30% своих мощностей, в результате чего Нигерия вынуждена импортировать более 95% своих нефтепродуктов.

Во-вторых, субсидии на топливо в Нигерии поощряют контрабанду в соседние страны, где дешевый бензин и дизельное топливо можно продать как минимум в два раза дороже. Масштабы незаконного оборота настолько велики, что после заявления Тинубу в Камеруне начались протесты, в результате которых цена на бензин там выросла вдвое. Как выразился Тинубу: «Почему мы должны… кормить контрабандистов и быть Санта-Клаусом для соседних стран?». Похоже, нигерийцы готовы прекратить отток своих собственных ресурсов в другие страны, даже не имея гарантии того, что правительство направит бюджетные сбережения на инвестиции, которые помогут бедным.

Наконец, правительство Нигерии уже достаточно давно предупреждало, что субсидирование топлива будет отменено в этом году. Уходящий президент Мухаммаду Бухари не предусмотрел его в бюджете на вторую половину 2023 года, а Закон о нефтяной промышленности от 2021 года предписывал поэтапное упразднение Фонда уравнивания цен на нефтепродукты, организации финансирующей субсидии. Молчание соперничающих политических партий подчеркивает неизбежность реформ, в отличие от 2012 года, когда сам Тинубу протестовал против предлагаемых сокращений.

Опыт Нигерии показывает, что отказ от субсидий, избегая при этом общественного недовольства, требует разоблачения их многочисленных недостатков, включая связь с дефицитом топлива и наживой на черном рынке. Поскольку топливные субсидии продолжают сеять экономический и экологический хаос, директивные органы других стран могут попытаться повторить стратегию Тинубу. Общественность, скорее всего, скептически отнесется к тому, что правительства смогут смягчить последствия за счет расширения системы социальной защиты. Однако, особенно в тех странах, где доверие к правительству остается низким, непосредственный опыт негативных последствий субсидий может в значительной степени способствовать привлечению граждан на свою сторону.

Джордан Кайл, научный сотрудник отдела по вопросам нищеты, гендерным вопросам и инклюзивности Международного исследовательского института продовольственной политики.

Квав Андам, руководитель страновой программы и старший научный сотрудник Международного исследовательского института продовольственной политики в Нигерии.

© Project Syndicate 1995-2023 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить