Как эффективно помочь развивающимся странам

НЬЮ-ЙОРК – «Большая двадцатка» договорилась о новом распределении специальных прав заимствования (СДР), резервного актива Международного валютного фонда

Это большая новость: я уже давно считаю СДР одним из наиболее многообещающих, но недостаточно используемых инструментов международного экономического сотрудничества. Однако этот инструмент, появившийся полвека назад, нуждается в реформе, если мир действительно хочет получить от него максимальную пользу.

Многие экономисты, включая меня и ряд моих коллег, ещё год назад рекомендовали провести новое распределение СДР на крупную сумму. Неспособность «Большой двадцатки» прислушаться к этой рекомендации стала одним из примеров неадекватности международного финансового сотрудничества в период пандемии Covid-19, особенно в сравнении с ситуацией, которая наблюдалась после мирового финансового кризиса 2008 года.

Однако сегодня США начали признавать необходимость такого сотрудничества. Именно предшественник Джанет Йеллен на посту министра финансов США, Стивен Мнучин, выступил против – и фактически заблокировал – распределение СДР в прошлом году. Заслуживает особой похвалы и директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева, которая отстаивала роль СДР как мощного инструмента поддержки в борьбе с Covid-19.

Хотя точные масштабы предстоящего распределения ещё предстоит согласовать, оно должно составить как минимум $500 млрд, что вдвое больше эмиссии, проведённой МВФ в 2009 году. Но при этом оно не должно превосходить $650 млрд (это общая стоимость всех квот МВФ), так как для этого потребовалось бы одобрение конгресса США, что может задержать принятие решения.

Вновь выпущенные СДР будут распределены в соответствии с квотами МВФ, а это значит, что развивающиеся страны получат лишь чуть менее двух пятых всей суммы. Это, тем менее, позволит им значительно укрепить свои резервы. Кроме того, доля развитых стран должны быть направлена в фонды, поддерживающие страны с низкими и (возможно) средними доходами, в том числе в региональные механизмы финансирования. Это укрепит глобальную систему финансовой защиты.

Впрочем, есть способы ещё больше повысить эффективность СДР. Во-первых, МВФ необходимо решить фундаментальную проблему двойного учёта. Сегодня фонд проводит различие между «общими ресурсами» и счетами СДР. Такая система превращает неиспользуемые СДР в практически не имеющие особого значения учётные бухгалтерские записи. На сегодня более 80% всех распределённых СДР подпадают под это описание.

Эту проблему сравнительно просто решить. Жак Полак, один из первых главных экономистов МВФ, уже давно предлагал, что фонду следует консолидировать оба счёта. А я уже писал, что есть простой способ сделать это: считать неиспользуемые СДР депозитами, размещёнными в фонде странами, которые владеют этими СДР. В дальнейшем фонд мог бы использовать эти ресурсы для финансирования своих программ.

Такой подход приведёт к дальнейшей реформе: распределение СДР может стать единственным источником финансирования МВФ, во многом похожим на эмиссию денег центральными банками на национальном или региональном уровне. В результате государствам больше не надо будет выделять специальные ресурсы для финансирования программ МВФ, а фонду больше не надо будет справляться с ситуацией, когда страны вносят свои квоты в самых разных валютах, лишь немногие из которых можно использовать для выдачи кредитов.

Вторая важнейшая реформа касается порядка распределения СДР. Сегодня развивающимся странам приходится накапливать большие объёмы резервов в иностранной валюте, чтобы застраховать себя от циклов «бум - крах» в международной финансовой системе и от ограничений в глобальной системе финансовой защиты. Это усугубляет глобальное неравенство, потому что результатом подобного страхования становится трансферт крупных финансовых ресурсов в пользу стран-эмитентов резервных валют.

Один из способов исправить положение – увеличить долю стран с наивысшим спросом на резервы (в основном это развивающиеся страны) в распределяемых СДР. Например, экономист Джон Уильямсон предлагает установить соотношение 80 на 20 между странами с низкими и средними доходами, с одной стороны, и странами с высокими доходами, с другой.

Есть и другой способ: сделать спрос на резервы, наряду с квотами в МВФ, одним из критериев в порядке распределения СДР. Любой из указанных подходов помог бы установить «связь с развитием» при распределении СДР. Именно это предлагала ещё в 1960-х годах группа экспертов, созданная Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В дополнение к этим усилиям МВФ можно было бы разрешить покупать облигации многосторонних банков развития с помощью неиспользуемых СДР. Эти банки могли бы затем использовать полученные ресурсы для финансирования долгосрочных кредитов развивающимся странам. Кроме того, можно было бы стимулировать те страны, которые не используют свои резервные активы, отдавать их на поддержку развития или другие цели, например, борьбу с изменением климата. В дальнейшем процентные платежи по пожертвованным СДР должны будут покрываться из общего бюджета МВФ, а не страной-донором.

Государства можно было бы также стимулировать к использованию СДР для капитализации региональных финансовых учреждений, поддерживающих развивающиеся страны, что помогло бы укрепить глобальную систему финансовой защиты. Это сработает, если подобные вклады в капитал будут считаться резервным активом.

По мнению многих аналитиков (напримерРичарда Купера), финальным кусочком пазла реформ является использование СДР в частном секторе. Это действительно желаемо, но при этом может создать определённые проблемы – от спекулятивных изменений спроса до сопротивления со стороны эмитентов международных резервных валют, прежде всего США. Компромиссом стало бы разрешение использовать СДР в частном секторе ограниченно, например, для депозитов, которые финансовые учреждения держат в центральных банках, включая резервные требования.

В любом случае частное использование СДР – это не главный приоритет реформ. Приоритетами являются ликвидация двойного учёта в МВФ и повышение равенства в порядке их распределения. Учитывая, что МВФ начал подготовку к очередному крупному распределению СДР, в повестке дня должны быть оба приоритета.

Хосе Антонио Окампо, бывший министр финансов Колумбии, бывший заместитель генерального секретаря ООН по экономическим и социальным вопросам, сейчас профессор Колумбийского университета (США)

© Project Syndicate 1995-2021 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3004 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
16 мая родились
Владимир Божко
заместитель председателя мажилиса РК
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Ольга Абдрахманова: Мыслить по-крупному – это верный подход Смотреть на Youtube