Как учитель химии из Талдыкоргана стал популярным тиктокером

Он старается донести знания с помощью музыки и аниме

Улан Усенов - участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan
ФОТО: © Андрей Лунин
Улан Усенов - участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan

В школьные годы участник рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan Улан Усенов едва ли мог представить, что его профессиональная деятельность будет связана с преподаванием, а широкую известность ему принесут образовательные ролики в Tiktok, в которых молодой учитель в ритме рэпа будет читать определение оксидов или через отсылки к японским аниме объяснит основы органической химии.

В родном Талдыкоргане школьник Усенов звезд с неба не хватал, но педагогов подкупали его старание и прилежание. После того как отец, бывший воин-интернационалист, погиб в аварии, воспитание Улана и его сестры легло на плечи мамы. Семья жила скромно, поэтому в качестве главного критерия при выборе вуза выпускник рассматривал возможность получить грант. Выбор, вспоминает собеседник, был невелик и ограничивался в основном техническими и естественно-научными специальностями. Больше всего пришлась по душе химия, и в 2009 году молодой человек поступил на факультет химии и химической технологии Казахского национального университета. За время учебы на бакалавриате КазНУ Улан прошел стажировку в Санкт-Петербурге по программе студенческого обмена, а после первого курса магистратуры отправился в Open University of Japan – и получил приглашение остаться в Стране восходящего солнца.

Перспективу отъезда в Японию на долгий срок родственники оценили неоднозначно, поэтому на семейном совете приняли решение: Улан берет тайм-аут на год, а там жизнь покажет. Не желая сидеть без дела, молодой человек подал документы на должность ассистента учителя химии в Назарбаев интеллектуальной школе (НИШ) Талдыкоргана.

Система пряника

«НИШ – очень структурированная организация, и во многом это хорошо. Если бы у меня не было возможности в начале карьеры поработать в этой школе, скорее всего, не удалось бы сделать многое из того, что получилось потом, ведь в Назарбаев интеллектуальной школе Талдыкоргана был по-настоящему сильный учительский коллектив. Мне, как педагогу, дали хорошую базу, научили основным вещам, и переоценить этот опыт невозможно. Ну и, конечно, не стоит забывать о том, что в НИШ очень высоко поднята планка нормы знаний, это обязывает каждого учителя соответствовать общему высокому уровню преподавания. Темы, которые проходят выпускники, мы в свое время изучали на первом курсе университета», – вспоминает Улан.

На протяжении года он сидел за одной партой со старшеклассниками, учился основам педагогического мастерства у старших коллег. Начинающий преподаватель видел, что в какой-то момент школьники теряют нить объяснений, перестают понимать учителя, и сам брался за объяснение непонятных тем. «В свое время я смог разобраться в химии, но сегодня не смотрю на мир исключительно сквозь призму своего предмета. Прекрасно отдаю себе отчет в том, что для большинства учеников среди школьных предметов есть более важные, чем химия, и если бы я был учителем математики, то, возможно, задумался бы о том, как объяснить ученикам математические задачи. По большому счету, речь не о предмете, а о том, что учеба должна приносить детям радость, вселять в них чувство спокойствия, а не тревоги. Это здорово, когда ученики могут поделиться с учителем проблемами, которые их беспокоят, обратиться с вопросами, не имеющими отношения к предмету», – считает молодой учитель.

Будучи увлекающимся человеком, которому по природе своей претит рутина, Улан начал искать нестандартный подход к преподаванию. Некоторые ученики, вспоминает он, не скрывали, что химия в будущей профессиональной деятельности им не пригодится, и не собирались выполнять даже ту норму, которая требовалась для получения хорошего аттестата. Уговоры не возымели действия, и тогда преподаватель разработал систему поощрений. Вовремя пришел на урок – получи один балл, попытался сделать домашнее задание – еще один балл; успешно выполненное задание, помощь однокласснику – за каждое действие на пути к успешному результату ученики получали награду, а за определенное количество собранных бонусных баллов – подарок. Когда спустя некоторое время учитель отказался от системы наград, ученики не забросили учебу, но продолжали добросовестно выполнять задания.

«Можно сказать, что система поощрений сыграла роль своего рода приманки, но именно благодаря ей дети поняли, что успех зависит от них самих и дорога к нему складывается из небольших шагов, которые они должны и могут сделать самостоятельно. Когда учитель проявляет творческий подход, видит в каждом ученике личность, к нему и дети относятся по-другому. Существует стандартный набор задач, стандартный алгоритм ведения урока, вопрос в том, заинтересует ли он учеников», – объясняет Улан.

ФОТО: © Андрей Лунин

Теория значимого человека

В 2018 году Усенову предложили пройти собеседование в алматинской частной школе High Tech Academy. Перспектива работы в школе с проектным методом обучения, нацеленным на развитие навыков командной работы и подготовку учеников к решению проблем реального бизнеса, заинтересовала Улана. По словам собеседника, нестандартный подход ставит вызовы не только перед учителем, но и перед учениками, при этом осознание важности работы над настоящим «взрослым» бизнес-проектом рождает у детей чувство ответственности и серьезное отношение к занятиям. Так, составляя по просьбе одной из компаний карту качества воды, школьники приносят и анализируют образцы, взятые в разных районах города, а заодно исподволь знакомятся с такими характеристиками воды, как мутность, цветность, жесткость. Конечно, все эти темы входят в стандартную школьную программу, но не факт, что привычная подача материала будет так же интересна ученикам и столь же серьезно воспринята ими.

Проектная работа развивает и предпринимательские навыки. Ученики старших классов HTA могут анализировать рынок, они способны задуматься над такими вещами, как рентабельность проекта. В то же время, отмечает Улан, школа дает серьезные энциклопедические знания детям, которым они понадобятся во взрослой жизни. Ну а командная работа помогает выявить сильные стороны каждого ученика, воспитать чувство взаимопомощи и найти общий язык даже с теми одноклассниками, с которыми личные отношения складываются не самым лучшим образом. Сам Улан говорит, что испытывает почти родительские чувства, наблюдая за тем, как одноклассники помогают друг другу во время урока. «На мой взгляд, учитель должен уметь создать атмосферу, в которой каждый из учеников знает свою задачу и не прекращает работу над ней, даже если педагог на несколько минут вышел из класса. Научить этому нелегко, но результат того стоит», – говорит Улан.

Учитель признается, что процесс преподавания с точки зрения общения с детьми привлекает его не меньше, чем работа в качестве учителя-предметника. В жизни подростка должен быть взрослый, к которому в трудный момент можно обратиться за поддержкой, и не всегда эту роль могут взять на себя родители. Задача педагога заключается не только в том, чтобы научить школьника своему предмету, но и в том, чтобы своим примером показать: сложные жизненные проблемы можно решить серьезно, по-взрослому. «Может возникнуть вопрос, как построить доверительные отношения с детьми, не скатившись в панибратство? Кажется, мне удалось найти баланс. Ученики знают, что я не буду отчитывать перед всем классом за невыполненную домашнюю работу, но могу быть строгим, серьезным. При этом я никогда не злюсь на детей, ведь даже самый непослушный ученик по сути своей не плохой человек», – уверен Улан.

Урок в Tiktok

Над тем, чтобы попробовать свои силы в жанре видео, он впервые задумался еще во время работы в НИШ. Относительно новый для традиционной системы образования формат привлекал молодого учителя, а наработанный в свое время опыт участия в КВН дал умение говорить и держаться перед камерой. Улан отдавал себе отчет в том, что профессия обязывает тщательно подходить к формированию видеоконтента и молниеносно набирающие популярность в сети забавные, но зачастую лишенные смысла ролики никак не вяжутся с высоким статусом учителя. Решение оказалось очевидным: если есть желание снимать видео, значит, нужно делать содержательный контент, который поможет зрителям получить дополнительные знания, и не так уж важно, что ролик, скорее всего, не наберет количества просмотров, сопоставимого с забавными видео из жизни котиков.

Первые видео, выложенные на Youtube, рассказывали о буднях НИШ. Тогда руководство школы критически отнеслось к инициативе молодого преподавателя. В начале 2021 года, уже будучи учителем в High Tech Academy, Улан выложил ролики с разъяснением тем из школьного курса химии в Tiktok, а спустя несколько дней число его подписчиков перевалило за 100 тыс. Сегодня на аккаунт необычного учителя химии подписано более 900 тыс человек.

ФОТО: © Андрей Лунин

Воспитанное за годы педагогической практики стремление сделать процесс изучения новой темы максимально понятным для учеников натолкнуло на мысль объяснить сложные химические процессы через любимый с детства самим Уланом мир аниме. «Мне действительно близок этот жанр. Вызывает восхищение точность, с которой проработан каждый кадр, нравятся истории, к тому же в сюжете многих аниме есть такие четкие параллели с химическими процессами, что грех не использовать их для объяснения темы. Точно так же появилась мысль облечь тему видео в стихотворную форму, чтобы дети лучше запомнили материал. В конце концов, нехитрый стих про «фенолфталеиновый – в щелочи малиновый» все мы запомнили на всю жизнь, а значит, это работает. Сейчас есть идея придумать песню про технику безопасности, и если она поможет запомнить правила хотя бы одному ребенку, это было не зря», – уверен Улан.

В феврале прошлого года об учителе, который преподает химию в Tiktok, узнал учредитель общественного фонда Montessori Qazaqstan, один из основателей проектов ER-BATYR и I-BALAQAI Ерулан Кусаинов. С его подачи родилась идея проекта Jump2Mars, своеобразной Tiktok-школы, в состав педагогической команды которой вместе с Уланом вошли выпускник НИШ, преподаватель физики Бисултан Омирбаев и учитель английского языка Джангир Коржумбаев. Проект стартовал в День космонавтики, 12 апреля, для молодых учителей это был новый увлекательный опыт, но, признается Улан, на то, чтобы совмещать участие в Jump2Mars с работой в школе и ведением личного аккаунта, катастрофически не хватало времени, и вскоре он решил отказаться от участия.

По словам собеседника, снимать ролики он планирует до тех пор, пока это интересно ему самому и его ученикам. Времена меняются, и желание педагогов попробовать свои силы в формате видео­уроков спокойно воспринимают даже в достаточно традиционных школах. Сегодня микст фана и академичности, который воплощают в своих уроках учителя новой формации, на волне популярности.

Осознание того, что подача серьезного материала не обязательно должна быть стандартно скучной для учителя и непонятной для учеников, привлекает в сферу образования молодых энтузиастов, да и педагоги классической советской школы все чаще хотят выйти за привычные рамки урока у школьной доски. Молодые педагоги-новаторы дают мастер-классы для будущих коллег по приглашению руководства вузов, и, уверен Улан, такой подход рано или поздно принесет результат: один учитель может дать знания десятку детей и в силах помочь педагогам, которые, в свою очередь, обучат сотни школьников.

Впрочем, сам Улан отнюдь не настроен преувеличивать ценность видео в качестве образовательного пособия. Современные дети учатся обращаться с гаджетами раньше, чем говорить, и минус такой «диджитализации» в том, что нивелируется культ классического образования. Между тем ни один, даже самый классный и популярный ролик из Tiktok не сможет заменить самый простой урок, особенно в таких дисциплинах, как физика, химия, биология, где велика роль эксперимента.

«Ценность урока нельзя преуменьшать, а ценность видео – преувеличивать. Ролик может служить своего рода вишенкой на торте к объяснению темы или затравкой, которая вызовет у ребенка интерес, желание найти и прочитать дополнительный материал. С другой стороны, ролик ролику рознь. Сделать ролик продолжительностью в несколько минут с «говорящей головой» на фоне доски – значит не раскрыть потенциал видео как образовательного инструмента. В то же время есть вполне академичные, серьезные, основательные видеозанятия – правда, обычно они не слишком популярны у детей. В целом нам, учителям, было бы значительно легче, если бы родители больше времени проводили с детьми, воспитывали культуру совместного чтения», – говорит Улан.

Летом прошлого года учитель химии решил покинуть High Tech Academy. Причина крылась не в школе, объяснял Улан, а в желании помочь как можно большему числу казахстанских детей, и сделать это казалось более правильным в рамках собственного проекта. Учителя из регионов зачастую могут только мечтать о работе в условиях, подобных тем, в которых трудятся столичные коллеги. Переполненные классы, отсутствие необходимой техники, а применительно к той же химии – реактивов, без которых невозможно объяснить базовые вещи, осложняют работу учителей.

ФОТО: © Андрей Лунин

Оставив постоянную работу в HTA, Улан решил организовать собственные курсы, благо не было недостатка в предложениях со стороны людей, готовых поддержать проект инвестициями. Но самостоятельная работа оказалась сопряжена с вызовами, к преодолению которых, как показала реальность, преподаватель пока не был готов. «Самостоятельная работа требует жесткой дисциплины, а я, как оказалось, не могу быть требовательным к самому себе, очень тяжело давалось составление собственного рабочего графика. Но я ни о чем не жалею, мне нужно было сделать этот шаг, чтобы понять свои слабые стороны и работать над ними», – признается Улан. Сегодня он совмещает работу в качестве учителя-почасовика в HTA с репетиторством, но не исключает, что со временем потребность запустить курсы или какой-то другой собственный проект возникнет снова и тогда придет время сделать важный шаг.

«Замечательно, если педагог хочет долгие годы работать в школе и помогать каждому из своих учеников. На мой взгляд, современный учитель должен не только великолепно знать свой предмет, следить за новыми открытиями, тенденциями в образовании, но быть прежде всего слышащим, сопереживающим и понимающим человеком. Эмоциональный интеллект, способность сопереживать, понимать эмоции других людей развивается у детей только в том случае, если у учителя эти качества на высоком уровне. А это очень важно, ведь главная задача школы – не просто дать знания, но воспитать хорошего человека», – уверен Улан.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
34698 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Naimi.kz: Казахстанцы не хотят работать Смотреть на Youtube