Видеть новые грани

38935

Чем удивил художник Ербосын Мельдибеков посетителей выставки

Ербосын Мельдибеков
Ербосын Мельдибеков
Фото: © Айбек Толеп

Все приходящие в Дом армии на выставку Ербосына Мельдибекова с «космическим» названием «Буран – Байконур, между Шелковым путем и Млечным» застывали на пороге зала. Вместо звезд, ракет или караванов их встречал... памятник первому президенту Казахстана. Или похожему на него человеку.

Фото: © Айбек Толеп

За ним — ещё один, дальше — ещё и ещё. Но все остальные статуи, кроме первой, изображены в падении.

Фото: © Айбек Толеп

- Многие думают, это хайп, но нет — здесь только искусство, - объяснял первым зрителям сам художник. - Когда падает скульптура, это занимает пару секунд. А я делаю «раскадровку» падения, секундное явление я превращаю в целый мир. Падает каждая отдельная фигура, растягивается время.

Другой экспонат выставки рассказывает историю того же персонажа. Хотя скорее это не история, а «Постистория» (так названа работа), посвященная «нурсултаниане» - кинолентам о Нурсултане Назарбаеве. Кадры из фильмов художник насыщает отсылками к мифологическим, библейским и исламским темам, делая каждое полотно многослойным и многосмысловым.

Фото: © Айбек Толеп

- Задача моя — собрать всё из серий, и тогда это сдетонирует и взорвется абсурдом, - обвел руками стенды с картинами автор и перешел к другой работе – серии бюстов.

В «Автопортретах с моими кумирами» Мельдибеков сам преображается в героев советского времени - от юного Батыр Бала Болатбека до сталинского акына Жамбыла Жабаева. Восемь бюстов вырезаны из свежесрубленного карагача, их поверхности нарочито плохо обработаны. За три недели, пока будет идти выставка, объяснил Мельдибеков, дерево рассохнется, покроется потеками смолы, формы исказятся — так же, как в жизни меняется видение «кумиров».

Но если в «Автопортретах» герои минувших дней трансформируются и переосмысляются, то в фотоинсталляции «Саурская революция, или фрагменты композиций туркестанского авангарда» люди и вовсе исчезли.

- Туркестанские художники, например Александр Волков, в отличие от московских авангардистов, в геометрические формы внедряли фигуративную живопись. Они представляли это как «искусство нового человека». Я убрал все фигуры, и по их линиям, не копируя, я создаю свои картины. Переосмысливая идею «нового человека», я показываю, что с ней произошло в жизни, - рассказал автор и повел зрителей к работе «Гиндукуш» - афганской горе, сделанной из мятой кухонной раковины с дырой для слива. - Одним из последних проектов Советского Союза был тоннель через Гиндукуш с идеей объединить южный и северный Афганистан, чтобы легче было распространять коммунистическую идеологию. Но трагедия в том, что этот «тоннель» стал могилой «нового человека», могилой всей идеологии.

Работа «Гиндукуш»
Работа «Гиндукуш»
Фото: © Айбек Толеп

Тема краха систем — тоталитарной, имперской, колониальной — прослеживается и в других экспонатах выставки. Прошлый мир художник видит ржавым космическим челноком «Буран», запущенным ещё в 1988 году, да так и не вернувшимся на «Байконур». Последняя попытка супергосударства показать свою мощь теперь бесцельно парит в космосе. И, как представляет Мельдибеков в своих работах, «страны Центральной Азии находятся в этом большом ржавом механизме в коматозном состоянии, и им мерещатся бредовые сны и сказки».

Дастан Кожахметов
Дастан Кожахметов
Фото: © Айбек Толеп

- Точность в передаче духа времени и событий, актуальность и высокий художественный уровень, - так ответил на просьбу описать экспозицию в нескольких словах куратор выставки Дастан Кожахметов. - Концентрированная эстетика при концептуальной гипернасыщенности каждой работы.

Выставку и создание работ профинансировал бизнесмен Серик Толукпаев и его корпоративный фонд Aitas Foundation. Он инициатор масштабных программ по устойчивому развитию образования в сельских территориях. Фонд работает по проекту развития потенциала опорных школ совместно с фондом «Қазақстан халқына» и «Назарбаев Интеллектуальные школы», реализует другие проекты, но культурная составляющая в деятельности бизнесмена появилась впервые.

- На мой взгляд, мы с Ербосыном Мельдибековым можем видеть новые грани, смотреть на вещи и события под разными углами. Мне кажется, это важно и в искусстве, и в бизнесе. Это нас очень сильно объединяет. Для большинства людей художник — это его произведение. А для Ербосына всё по-другому. Он берет идею, проблему, мысль, которая занимает общество, и переосмысливает ее. И эта особенность нам обоим присуща, – рассказывает Серик Толукпаев.

Ербосын Мельдибеков и Серик Толукпаев
Ербосын Мельдибеков и Серик Толукпаев
Фото: © Айбек Толеп

Как выяснилось, предприниматель не собирается ограничиваться одной выставкой. В прошлом году начат масштабный проект на родине Серика Толукпаева в Катон-Карагае. Природные красоты национального парка будут дополнены ленд-арт-объектами выдающихся художников из разных стран. Ербосын Мельдибеков выступает в проекте организатором: он отбирал авторов и будет участвовать в создании экспозиции. Летом 2023 года художники уже приезжали в Катон-Карагай, чтобы на месте изучить локацию будущей выставки. Затем они сделали наброски, из которых было выбрано восемь работ.

- Основная идея ленд-арт объектов - «Граница миров». И эти арт-объекты действительно будут расположено на границе — тюркского мира, конфуцианского мира, славянского, монгольского. Они будут и на физической границе Казахстана и России. Плюс выставка будет расположена вдоль Староавстрийской дороги, построенной военнопленными Австро-Венгерской империи во время Первой мировой войны. Сама дорога будет основным арт-объектом, - подчеркивает Серик Толукпаев. - На мой взгляд, ленд-арт пока не нашел распространения в Казахстане, хотя это искусство имеет глубокие основы в культуре казахов: вспомним, например, наши балбалы – по сути, тоже ленд-арт-объекты. Ленд-арт-искусство для нас, кочевников, — это часть нашего прошлого и будущего.

Важность проекта для Казахстана и Центральной Азии в целом подтвердил и Дастан Кожахметов.

- Мы намерены сделать фундаментальный, на международном уровне проект, - заверил он. - Из участников могу назвать Жанну Кадирову, украинскую художницу, прославившуюся серией работ «Паляниця» (выставлялась на Венецианской биеннале в 2022 году). Также свои работы представят российский архитектор, уроженец южного Казахстана Тотан Кузембаев; классик современного искусства, замечательный концептуалист Вадим Захаров. Также мы выбирали художников, история стран которых связана со Староавстрийской дорогой: Венгрия, Словакия, Чехия. Проект обещает быть очень сильным.

Партнером в организации выставки «Буран – Байконур, между Шелковым путем и Млечным» выступил центр современной культуры «Целинный».

- Для нашей институции, которая работает с локальным сообществом, было очень ценным работать с Ербосыном Мельдибеков, так как каждая его работа — это полноценное высказывание, углубленное, тонкое, серьезное, - дала свою оценку директор центра Джамиля Нуркалиева. - Кроме того, появление на культурном поле нового актора – Aitas Foundation — это очень хороший знак.

Организаторы приглашают посетить выставку Ербосына Мельдибекова, и по возможности – не один раз.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить