Цифровизация в птицеводстве: опыт «Алель Агро»

17843

Диджитал-трансформация АО «Алель Агро» может произвести революцию в птицеводческой отрасли Казахстана, считают в компании

Фото: @ Freepik/gpointstudio

В июле 2023 года в птицеводческой отрасли Казахстана произошло значимое событие: компания «Алель Агро», производящая около 20% мяса птицы в стране, объявила о полной цифровизации своих птицефабрик. Это означает, что компании удалось выстроить единую информационную систему, охватившую все аспекты бизнеса: от производства куриного мяса до продаж. Мотивом для столь впечатляющего технологического рывка послужила не мода на цифровизацию, а требование времени. Растущая конкуренция и необходимость оперативного реагирования на многочисленные вызовы рынка мотивируют крупнейших участников аграрной индустрии к переосмыслению моделей управления бизнесом. Именно по этой причине руководство АО «Алель Агро» одним из первых обратилось к передовым решениям «умного птицеводства».

Ядром новой информационной системы стал хорошо зарекомендовавший себя программный продукт класса ERP (расшифровывается как enterprise resource planning, управление бизнес-процессами предприятия). Внедрение всех компонентов единой информационной среды было доверено ведущему украинскому разработчику «РАСК. ИН-АГРО». Об опыте автоматизации крупной птицеводческой компании рассказали представители самой компании и ИТ-разработчика.

Ерик Султанкулов: «Без цифровизации вы будете двигаться вперед, глядя в зеркало заднего вида»

Ерик Султанкулов
Ерик Султанкулов
Фото: © Рустам Ниязов

Вспоминая о трудностях процесса цифровизации, председатель правления АО «Алель Агро» Ерик Султанкулов отмечает, что стратегия перевода бизнеса на «цифру» была сформулирована далеко не в одночасье. «Нам важно было понять, как работает цифровая экосистема. Особенно ценными оказались поездки по всему миру, в ходе которых удалось изучить опыт ведущих птицеводческих корпораций России, Европы и Америки. На основе полученных знаний и имеющегося опыта была выработана стратегия развертывания единой информационной среды для всех наших подразделений», – рассказывает председатель правления.

Одной из главных причин, подтолкнувших руководство к автоматизации бизнеса, стала потребность в более динамичном управлении бизнес-процессами. Ограниченный функционал бухгалтерской программы и значительная доля ручной обработки данных стали тормозом в принятии управленческих решений и внедрении новейших инструментов типа облачных технологий, бизнес-аналитики (BI), электронного документооборота и т. п. Решить эти проблемы можно только путем оптимизации и автоматизации всего рабочего цикла.

Первый руководитель уверен, что бумажный документооборот делает труд сотрудников рутинным, не позволяя им высвободить энергию на более интересную и плодотворную работу. Новая платформа ERP, напротив, организует для каждого участника системы комфортную и прозрачную среду для контроля основных птицеводческих процессов, а также логистики, продаж и сотен других операций.

«Наша старая модель управления производством давала ограниченную, чисто бухгалтерскую информацию. Но теперь с внедрением ERP мы способны принимать управленческие решения на основе как прошлых, так и текущих данных. Образно говоря, раньше мы водили машину, глядя в зеркало заднего вида, а теперь, наконец, знаем, что будет твориться впереди», – резюмирует Ерик Султанкулов.

Туглук Ходжамияров: «Успех автоматизации всецело зависит от степени обученности людей на местах»

Туглук Ходжамияров
Туглук Ходжамияров
Фото: © Рустам Ниязов

О технической стороне цифровизации АО «Алель Агро» рассказывает ИТ-директор Туглук Ходжамияров. В зоне его ответственности находится широкий круг вопросов, связанных с развертыванием информационной системы, включая создание техзадания и взаимодействие с командой разработки на всех этапах проекта.

Туглук рассказывает, что вначале для полноты картины была создана целевая архитектура цифровизации. Речь идет о трех больших компонентах: Smart Farm – умный контроль микроклимата птичников, BI – программное обеспечение бизнес-анализа и платформа ERP – управление бизнес-процессами компании. На этой основе выстраивается ряд важных программ и сервисов, в частности с применением технологий искусственного интеллекта (AI), Интернета вещей (IoT) и машинного обучения (ML). Все эти передовые решения интегрируются в единый ИТ-ландшафт цифровой экосистемы АО «Алель Агро».

«Мы сформулировали устав проекта, сделали ресурсные бюджетные календарные планы. Большую роль сыграл управляющий комитет, в работе которого приняли участие проектные менеджеры и первый руководитель компании. В целом мы встретили полную поддержку своих инициатив со стороны руководства, и это положительно сказалось на сроках исполнения проекта», – делится воспоминаниями Туглук Ходжамияров. Обычно развертывание ERP занимает как минимум год, но в случае с «Алель Агро» разработчикам удалось всего за шесть месяцев выстроить модель будущей системы, а еще через два месяца запустить ее в опытно-промышленную эксплуатацию. В настоящее время ERP работает полноценно, что дает возможность рассчитывать себестоимость продукции, использовать бизнес-аналитику (BI), управлять процессами с помощью мобильного приложения.

После внедрения ERP и BI был запущен проект по внедрению Robotic Process Automation (RPA), дословно: роботизированная автоматизация процессов, или просто роботизация. Данная технология основана на использовании программных роботов, которые берут на себя рутинные бизнес-задачи, частично имитируя действия пользователя, поэтому их еще называют цифровыми сотрудниками или двойниками.

На сегодняшний день цифровой сотрудник обрабатывает восемь процессов в компании: поиск кандидатов на вакансию, заявки по субсидированию мяса, обработка ЭСФ, сверка с торгово-розничными сетями, расчеты бонусов по дилерам, обработка карт заявок по закупкам, бот для получения расчетных листов, обработка актов сверок по договорам. Всё, что раньше делалось вручную, да еще с ошибками, робот способен выполнить быстро, точно, автономно и круглосуточно.

«Специфика производства такова, что люди на местах привыкли обходиться бумажной документацией и Excel. Мы понимали, что от отношения сотрудников к новой системе будет зависеть и ее эффективность. Проблему решили с помощью нескольких видов обучения персонала, включая и моделирование процессов. Так нам удалось качественно подготовить людей к новому формату работы», – делает выводы ИТ-директор.

Андрей Иванчиков: «Важно, чтобы у ИТ-менеджмента компании были рычаги влияния на проект»

Андрей Иванчиков
Андрей Иванчиков
Фото: РАСК. ИН-АГРО

О своем опыте сотрудничества с АО «Алель Агро» рассказывает совладелец и операционный директор «РАСК. ИН-АГРО» Андрей Иванчиков. Компания долгие годы лидирует на рынке цифровизации сельскохозяйственной отрасли в Украине; достаточно сказать, что более 5 тыс. предприятий Украины пользуются продуктами «РАСК. ИН-АГРО» в сфере автоматизации бухгалтерского учета.

«История нашей деятельности на рынке Казахстана началась в 2010 году, когда к нам обратились представители «Иволга-Холдинг». Новый проект очень заинтересовал своей многоплановостью – крупнейшее агропромышленное предприятие Казахстана нуждалось в исследованиях и автоматизации всего спектра деятельности – от сельского хозяйства до машиностроения», – рассказывает Андрей Иванчиков. За первым успешным опытом последовали новые заказы от казахстанских заказчиков, например проекты для холдингов BI Group и ISKER в строительном секторе. Так что, выбирая команду Андрея Иванчикова, компания «Алель Агро» получила в свое распоряжение не только лидеров в сфере автоматизации, но и хорошо осведомленных о местном рынке специалистов.

«Внедрение ERP-систем – это сама по себе нетривиальная задача. Согласно мировой статистике, около трети всех проектов считаются неуспешными и не достигшими своих целей. Честно говоря, не хотелось пополнить эту печальную статистику. К счастью, в случае с «Алель Агро» у нас сложилось полное взаимопонимание с заказчиком. Клиент был готов принимать нестандартные и волевые решения, а главное – делать всё вовремя. К тому же команды с обеих сторон уже имели положительный опыт аналогичных проектов, что в итоге и привело нас к успеху», – говорит собеседник.

Вспоминая о сложностях проекта, Андрей выделил четыре фактора, которые приходилось учитывать в своей работе. Во-первых, это большая и сложная организационная структура предприятия заказчика, в которую включены филиал и удаленные подразделения. Для решения этой проблемы пришлось задействовать довольно много специалистов, работать в разных локациях, организовывать их логистику. Во-вторых, настоящим вызовом для разработчиков оказался процесс замены технологий на крупном логистическом складе, действующем круглосуточно и без выходных. Пришлось менять оборудование в условиях безостановочной отгрузки продукта.

В-третьих, проект значительно расширяет представление о системах управления, охватывая практически все процессы заказчика – от технологии выращивания кур до работы с клиентами с применением мобильных приложений. Это влияет на сложность архитектурных методологических решений в проекте. В-четвертых, человеческий фактор. Люди тяжело привыкают к новому, неохотно выходят из своей зоны комфорта. Для решения этой задачи необходимо создавать уникальные условия, позволяющие сотрудникам адаптироваться к изменениям, к новой системе. Здесь большую роль сыграло руководство компании заказчика, которое понимало важность работы с людьми, вовремя реагировало на вызовы.

«Работая в Казахстане, мы с каждым проектом открываем для себя новые грани этой замечательной страны. Именно таким вдохновляющим открытием стал для нас совместный проект с компанией «Алель Агро». В ближайшей перспективе мы хотим совместно продвигать разработанное решение. Это интересно с точки зрения тиражирования успешных бизнес-продуктов на другие предприятия отрасли как в Казахстане, так и в других странах…» – делится планами Андрей Иванчиков.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить