Сено, консервы, самолёты и умывальники в «Есентае»
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-18/9a51c997-2aba-48fb-9ca5-0258f4682152.webp)
- Это на втором этаже, налево от белого рояля, - объясняла расположение куратор выставки Тогжан Сакбаева. Проходишь мимо сияющих витрин, поворачиваешь – и в глаза бросаются обглоданные кости на огромных фотографиях. В фанерном «хлеву» - прозрачный куб с сеном и матерная надпись на трёх языках. На стенах банные веники и умывальники.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-18/3a2093fb-ba4d-4e6d-b547-2d580b4dae05.webp)
Официальное открытие выставки «Кости. Оливки. Самолёты» – 3 мая в семь вечера, но журналистов позвали на пять – «провести экскурсию». Правда, надежды, что всё объяснят и покажут like I am five, не оправдались. Сам Рашид Нурекеев сразу сказал, что ничего говорить не будет. А кому непонятно – вон книга, там всё написано. Я книгу почитала – там по одной маленькой зелёной оливке на странице.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-18/e6809b57-4700-493e-a200-fde2dcb62576.webp)
Тогжан же больше задавала вопросов, чем отвечала на них.
- Каждый художник рефлексирует на какую-то болячку общества, а какие решения мы предлагаем? Почему Рашид Нурекеев, почему его работы? Кто здесь жертва, а кто царь? – рассуждала она вслух. - Нам очень важно, чтобы каждый зритель не просто посмотрел, а получил здесь свой собственный инициал, потому что у Рашида все неоднозначно, у него нет прямого, линейного, но при этом это всё революция, его революция. Это прежде всего приглашение к диалогу. Кто-то видит в этом наследие, кто-то – осколки корабля, который попал в шторм, кто-то – обломки империи. Но в целом это путь человека. Человека разного и единого одновременного.
![Тогжан Сакбаева (слева) Тогжан Сакбаева (слева)](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-18/00bcdbbe-1c45-4e21-a416-154e3edfdb8f.webp)
Тема разных путей была очевидной почти во всех экспонатах: путь времени, путь традиции, путь художника. Грелка и примитивные умывальники из глубоко советского времени висят над пыльными пустыми бутылками импортного виски из 90-х – «ход времён нельзя остановить». Направо панно с разбившимися самолётами – прерванный полёт. У входа фото ослов – караванная дорога. И вообще вся выставка – это демонстрация, насколько разные пути ведут к искусству.
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-18/e7972eec-ab7e-40df-ae19-61ab1f36dbd3.webp)
В пирамидке консервированных маслин – Гефсиманский сад. Я была в Иерусалиме и видела на базаре сваленные в кучу кресты: в одном углу – католические, в другом – православные. Толпы туристов у недавно построенной Церкви всех наций на Масличной горе. Низкие оливковые деревья – дают ли они плоды хоть на одну банку?
Персональных выставок Нурекеева не было больше 10 лет.
- Но в этот период он активно выставлялся за рубежом, в составе групповых выставок и дуэтов, - поспешила заверить Тогжан, а на вопрос, почему не было домашних проектов, ответила уклончиво: - Может, накапливал материал, все работы - это ретроспективный взгляд на последнюю декаду, художник нарабатывал нарратив в различных образах за весь период. И потом, не каждый рискнёт взглянуть себе в лицо и выставить Рашида Нурекеева – это честный художник, который говорит правду такой, какая она есть.
![Рашид Нурекеев Рашид Нурекеев](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-18/6bb31528-79aa-414f-8625-0e6e706bbb98.webp)
Причём говорит на разных языках – языке предметов и изображений, строений и даже видеозаписи.
F: Такое разнообразие форм – это способ сказать «я умею всё» или попытка скрыть неумение выразить всё в одной форме? – следую я призыву Тогжан не бояться задавать глупые вопросы.
- В искусстве есть принцип: есть единство целого, но каждая часть дифференцирована, существует по отдельности, каждая часть играет свою роль. Как ячейка в обществе – определяет целое. И для меня это важно, когда каждая часть о чём-то говорит, что-то символизирует, когда она самодостаточна, но не может существовать без единого целого. Как общество и человек, - ответил художник. – Мне хотелось охватить как можно больше, больше проблем и перипетий нашего общества. Для меня важно, когда зритель – некий соавтор, активный участник диалога. Я выложился на 100 процентов и ещё должен что-то объяснять? Конечно, зритель по уровню разный, но это уже его проблемы.