Как в борьбе противоположностей рождается символ

5360

В Алматы открылась выставка работ Куаныша Базаргалиева в стиле «кошкармюизм» - «Единство и борьба противоложностей»

Қошқар мүйіз («бараний рог») – самый узнаваемый казахский орнамент. Но художник Куаныш Базаргалиев сумел через знакомые завитки выразить по-настоящему глубокие философские идеи.

Выставка из 13 новых работ проходит в галерее Artmeken на Назарбаева – Жамбыла. В пресс-релизе сказано, что «это картины, выполненные в технике холст, акрил, конца семнадцатого и начала восемнадцатого…» - нет, не веков - годов. Однако на полотнах борются и объединяются цвета и формы, стили и континенты, века и дни. Базаргалиев вписывает (или сталкивает?) қошқар мүйіз то в контрастный фон, то в утилитарный предмет, то в картину западного художника, как на работах «Поллокбаев», «Роткобеков» и «Мондригалиев».

- Орнаменту қошқар мүйіз три тысячи лет, но мы не используем его в символике, а ведь это невероятный символ – как инь и ян, как шестиконечная звезда Давида у израильтян, - говорит автор картин. – Мы не относимся к нему серьёзно.

 

Куаныш сразу возражает возможным критикам: дескать, идея лежала под ногами, и ты её только поднял:

- Так и делается искусство. На самом деле искусство – это очень просто, надо только увидеть. Канадцы, когда выбирали символ для флага, буквально нагнулись и подняли с земли кленовый лист.

Многослойность қошқар мүйіз воплощается в разных способах его изображения: и на «академическом» холсте, и на футболке с принтом-картиной, и даже на «упаковке» для лапши-рамёна.

- Я бы хотел, чтобы какой-нибудь бизнесмен начал бы выпускать казахский  бешбармак в такой упаковке, - улыбается художник. – Я бы купил.

Что ещё удивляет – художник «играет» не только с изображением, но и со словами, включая название выдуманного им стиля «кошкармюизм». На картине «Qazaq ramen» название «быстрой» лапши написано «новой латиницей», что высвечивает актуальность работы. Название картины, одноимённой с выставкой, «напечатано» в двух вариантах – казахском и русском – прямо на холсте.   

- Я очень хорошо отношусь к латинице, - отвечает Куаныш на наш вопрос. – Я считаю, что это будет очень дорого, но правильно.

Как у Куаныша Базаргалиева получается через простые, по сути, формы и цвета выразить и почтение к древности, и отношение к сегодняшнему дню, непонятно, – но получается.

- Это тот вариант, когда на обычные вещи ты смотришь под необычным ракурсом, - оценивает работы «собрата по кисти» художник Марат Дильманов. – Вопреки привычным представлениям, что искусство – это пейзаж, портрет, здесь – орнамент. И цвета здесь чистые, я тоже иногда использую такие – это честные цвета.

Супруга Куаныша Базаргалиева, знаменитая художница Сауле Сулейменова, обращает внимание на другую особенность полотен – на них нет привычных мазков.

- Если для художника мазок – это жест, то у Куаныша жест – это мысль, идея, которую он передаёт, но нисколько не в том, как он наносит краску. Он сам говорит: «Я не живописую, я крашу», - объясняет она. – Я думаю, что любой художник – это мыслитель. Все его мысли, эмоции, впечатления – как цвета на палитре, и не важно, какая это будет палитра: живописная, цифровая или трёхмерная.

 

Выставка открылась в среду, 18 апреля, и продлится до 15 мая.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить