Образцовый предприниматель

9567

Джек Дорси управляет двумя самыми горячими компаниями в стадии пред-IPO. И то, как он это делает, – пример для стартапов по всему миру

Фото: Тимоти Арчибальд для FORBES

Общаясь с Джеком Дорси, вы обсудите невероятное количество тем. Всего за первые 15 минут визита в штаб-квартиру Square в Сан-Франциско мы успели обсудить, как он организовывает свой день, как работает компания, последние приобретения, совещания, корпоративная прозрачность и даже что он ест на завтрак каждое утро (два яйца вкрутую с соевым соусом). Square – компания, которая производит устройство, превращающее смартфон в кредитную/платежную карту. В кафе компании я по настоянию Дорси пробую Kombucha, чайный энергетический напиток. «Тебе сначала не понравится», – предупреждает он о резком вкусе. (Он оказался прав.)

Благодаря square 2 млн предприятий перевернут индустрию  финансового сервиса

Затем мы обходим третий этаж здания известной газеты San Francisco Chronicle. Дорси заглядывает через плечо сотрудника, сидящего за Мас с большим экраном, затем присоединяется к обсуждению группы художников и маркетологов, сидящих за длинным столом. В здании 21 конференц– зал – все со стеклянными стенами и названиями в честь знаменитых площадей мира: Тахрир (Каир), площадь Святого Петра (Ватикан), Оld Market (Ноттингем; где был (или не был) повешен легендарный Робин Гуд). В одной затемненной комнате с десяток инженеров работают над большим совместным проектом со Starucks, который перейдет на Square для оплаты банковскими картами по всей Америке. «Мы придерживаемся принципа, что люди должны работать в открытом пространстве, потому что мы верим в неожиданные открытия и в то, что люди учатся друг у друга, – говорит Дорси. – Однако периодически необходимо отделяться только одной командой». В 35 этот бизнесмен с философским складом ума слегка напоминает другого техночародея. Но Дорси более привержен компьютерам, чем Стив Джобс (Дорси в первую очередь журналист, а затем уже импресарио), и это его эго, по всей видимости, под контролем. Подобно Джобсу, бунтарский дух в Дорси зашкаливает. 

Социальная сеть Twitter, которую он соучредил в 2006 году, уже превратила 500 млн обычных людей в вещателей, чьи сообщения зачастую устраивают настоящие революции. В этом году Twitter должен за счет рекламы добавить в оборот около $290 млн, а благодаря Square 2 млн предприятий перевернут индустрию финансового сервиса; компания намерена достичь оборота в $220 млн. Эти две компании сделали Дорси миллиардером, обеспечив ему место в Forbes-400. Его 3%-ная доля в Twitter стоит $240 млн, а 26,4% в Square Forbes оценивает в $845 млн.

До того как он основал две из пяти самых горячих технологических компаний на планете, Дорси не особо блистал приверженностью чему-то конкретному. Он писал диспетчерское программное обеспечение для машин скорой помощи и полиции, окончил университет (дважды), увлекался рисованием и даже брался за фэшн-дизайн. Не так давно поползли слухи о том, что он хочет стать мэром Нью-Йорка. Его мать когда-то даже отчаивалась, найдет ли он себя вообще.

Однако он знал, что лучше. В конце концов, как обочина является частью дорожной карты, отсутствие четкого курса является частью его жесткой дисциплины. Дорси – путник, ментально и даже физически это помогает ему сконцентрироваться. «Лучше всего думается, когда ходишь», – говорит он. До начала рабочего дня он пробегает от 3 до 5 миль. Ему нравится находить новых сотрудников, просто гуляя по Сан-Франциско.

Менеджмент путем «куда приведет» приобрел известность 30 лет назад, после книги In Search of Excellence, манифеста лидерства и инноваций, присущих предпринимателям вроде Билла Хьюлетта и Дэвида Паккарда. Дорси – приверженец стратегии «свободно-жесткого руководства» (loose-tight properties), которое подразумевает максимальную автономию персонала в сочетании с работой под централизованными ценностями. Как любит говорить Дорси, «уделять внимание мелочам, держа курс на нечто глобальное». Этот парень сосредоточен не только на прорывных идеях, но также на радикально разных видах корпораций – их он держит и развивает. Преднамеренно или нет Дорси является убедительным вдохновением для всех предпринимателей – моделью того, как открыть компанию и эффективно управлять ею. Специально для Forbes он прокомментировал самые выдающиеся достижения членов нашего рейтинга лучших небольших компаний Америки. (См. www.forbes.com.)

Вырос будущий бизнесмен в Сент-Луисе, он старший ребенок Тима и Марсии – и они, вне всяких сомнений, самые большие его поклонники. Не так давно они летали в Детройт, где на конференции выступал их сын. А Джек, который не избалован светом прожекторов, признался мне, что на него накатывала паника за сценой. «Как почему? – отвечает он на мой вопрос. – В аудитории были мои родители!».

Тим управляет маленькой компанией МА Тесh Services, производящей спектрометры для широкого круга пользователей. Отец Дорси – горячий поклонник Twitter (@Tim535353). Младшие братья Джека также пользуются соцсетью: Даниел (@darkside) и Эндрю (@andrew) – на его страничке, кстати, красуется статус: «Ты не крут, если ты не в Twitter». Даже Марсия пользуется Twitter! Вот подпись на ее страничке: «Я мать @jack... Это делает меня бабушкой Twitter?».

В детстве Дорси пленяли карты и города, которые они показывали. Подростком он увлекся службами диспетчерского управления для такси и других транспортных систем. В 16 лет Дорси рискнул начать собственную курьерскую службу на велосипедах, отчасти чтобы под этим предлогом писать для него код, однако скоро понял, что в Сент-Луисе спрос на посыльных невелик. Программист-самоучка, Дорси окончил школу Bishop DuBourg, затем поступил в университет Миссури-Ролла, но не задержался там надолго. Все еще завороженный системами, Дорси обнаружил дефект в системе безопасности веб-сайта нью-йоркской компании Dispatch Management Services. Дорси отправил гендиректору Грегу Кидду письмо, в котором предупредил о дефекте. Тот немедленно предложил ему работу, и Дорси сменил Миссури на Большое Яблоко.

По словам Дорси, он хотел бы увидеть, как технологии могут улучшить такую сферу, как правительство

Там Тим поступил в Нью-Йоркский университет. Это сейчас у него человеческая стрижка и костюмы от Prada, тогда же он щеголял с кольцом в носу и дредами и слушал панк-музыку вроде Rancid. Единственное, что теперь напоминает о былых временах, – татуировки под дорогими шмотками. Кидд и Дорси пришли к идее открыть новую компанию под названием DNet по доставке «день в день» покупок онлайн. Ранние инвестиции компания получила от организации Band of Angels, но так никогда и не вышла на хорошую прибыль. Идея была стоящей, но появилась слишком рано: Amazon на том же самом 10 лет спустя превратилась во всемирно известную корпорацию, а Wal-Mart пытается делать то же сейчас.

После того как DNet прекратила свое существование, Джек вернулся домой в Сент-Луис, выучился на профессионального массажиста и в итоге поехал вместе с Киддом в область Залива. Там он обосновался в маленьком гараже во внутреннем дворике дома Кидда в Окленде (Кидд вспоминает: «Помещение было скромных размеров, но с электричеством, интернетом и доступом к горячей воде».) Дорси помогал Кидду смотреть за маленькой дочерью, а затем взялся за создание билетного и диспетчерского программного обеспечения для паромной службы до Алькатраса. Это начинание привело к работе на полный рабочий день в стартапе Odeo, онлайн-радиостанции. Руководил стартапом Эван Уильямс, экс-звезда Google.

Несмотря на все усилия, Odeo так и не «выстрелил». «Меня увлекала не столько идея онлайн-радиостанции, сколько сама команда, Уильямс, Биз Стоун, – вспоминает Дорси. – Мы не строили оборудование, которое мы любили или хотели улучшить для самих себя».

Однако из суеты родилось-таки нечто великолепное, хоть и неожиданное. «Идея Twitter, – продолжает Дорси, – появилась именно тогда. С ней я пришел к моим партнерам, а также к Бизу и Ною Глассу, еще одному учредителю Odeo. Они дали ему две недели на написание кода для устройства по передаче сообщений, которое бы передавало информацию в интернете. Я, Флориан Веббер – другой программист – и Биз Стоун за две недели сделали это. Мало-помалу к нам перешли сотрудники с Odeo, и мы стали отдельной компанией».

И не просто компанией. Twitter позволил Дорси создать по-настоящему инновационное предприятие, главной в котором была идея, а не нажива. Позже этот же подход он применит и при запуске Square. «Я знал, что у этой концепции большое будущее, потому что ее и схожую технологию я использовал раньше в других проектах, в основном диспетчерских», – говорит он.

По утверждению Дорси, он никогда не думал о Twitter как о компании. Она возникла подобно тому, как гусеница сама создает себе твердую внешнюю оболочку. «Сегодня самый эффективный способ развить из идеи что-то дельное – это корпоративная структура; 200 лет назад это, вероятно, было что-то другое, а через 100 лет это будет нечто кардинально другое, – говорит бизнесмен. – Но так или иначе все на службе у идеи». 

Twitter был запущен в интернет в 2007-м, сразу стал популярным и с тех пор все набирает обороты. На сегодняшний день компания вложила более $1,1 млрд венчурных денег, по данным СrunchBase – компании из ряда Kleiner Perkins, DST Global, Union Square Ventures, Benchmark Capital и других.

В 2008 году Дорси был вынужден уйти с поста гендиректора Twitter. Он сохранил обязанности председателя, но отошел от каждодневного менеджмента. Вместо того чтобы отдохнуть или помогать вести Twitter, он немедленно с головой окунулся в новый проект. Часто бизнесмены, у которых с первого раза не получилось развить компанию, не уходят из бизнеса, а принимаются за новое предприятие. Дорси поступил так же. Из своей однокомнатной квартиры с видом на Монетный двор США в Сан-Франциско он основал Square совместно с Джимом Маккелви, который когда-то нанимал 15-летнего Дорси в качестве программиста-стажера. Идея новой компании выросла из практичеcкой проблемы – Маккелви в прошлом разработал смеситель за $2,500, но не смог выполнить продажи, так как не принимал кредитные карты.

Twitter сыграл непоследнюю роль в свержении арабских диктаторов, план Square – перевернуть мир и мультимиллионную систему платежей. Изначально стартап назывался Squirrel и его целью было сделать возможным для мелких продавцов принятие пластиковых карт с помощью смартфона, за 2,75%. (Большую часть от полученной суммы Square передает банкам.) Недавно компания начала предлагать торговым точкам новую услугу: за $275 в месяц – транзакции вплоть до $250 тыс. в год.

«Дорси искал, как сделать деньги более функциональными», – говорит Винод Хосла, венчурный капиталист, инвестировавший в Square на начальной стадии привлечения средств несколько лет назад.

В отличие от, например, PayPal Square ставит более основательный вопрос: что мы можем сделать для пользователей денег?

Square занимается не только транзакциями. Дорси хочет помочь ретейлерам управлять бизнесом более эффективно, оперируя лучшими данными и будучи ближе к своим клиентам. Сервис под названием Square Register превращает мобильное устройство или планшет в систему по продаже и обеспечивает управление материально-техническим снабжением, предоставляет трекинг покупки, бизнес-аналитику и тому подобное. 

Майкл Блумберг

Мэр

Сначала Twitter. Потом Square. Что же дальше? А дальше Джек Дорси хотел бы стать... мэром Нью-Йорка.

У этого есть вполне резонные основания. Еще ребенком в Сент-Луисе Дорси завораживали города и то, что дает им пульс. Интересовали его и муравьиные колонии – то, как один муравей, найдя еду, оставляет после себя след из феромонов, а остальные следуют по нему, рассказывает о Дорси его бывший босс и давний друг Грег Кидд. В принципе, говорит он, Twitter делает то же самое, позволяя пользователям следовать за людьми с хорошим контентом. В 18 Дорси начал работать для манхэттенской компании, которая писала коды для курьерских диспетчерских служб. Он и сейчас считает, что технологии могут решить несметное количество проблем американских городов. 

Пример для подражания для Дорси – мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг. У них много общего. «Он не понаслышке знает, что такое технологии, компании, стартапы. Он делает огромную работу в качестве мэра», – говорит Дорси. Это мнение более чем взаимно: «Очень немногие так же успешны в создании инноваций и их внедрении, как Джек Дорси», – заявляет Блумберг.

Действительно ли бизнесмен может быть избран следующим мэром? Этот вопрос настолько из 2001 года! 

Городское правительство, говорит Дорси, это очень благоприятная почва для реальных перемен. «Я считаю, что Нью-Йорк во многом более влиятелен, чем Конгресс. С технологиями можно получить немедленный результат, – считает он. – Технологии – это в первую очередь динамичность».

Следующая инновация – Square Wallet позволяет вам покупать вещи, не проводя кредитную карту через аппарат, а то и вовсе без использования рук (в некоторых местах, например в Starbucks), она, используя геолокационные технологии, определяет ваше местонахождение и сообщает магазину, что вы там. Также в Square Wallet можно встроить бонусную программу для клиентов.

Это рынок с большим потенциалом и с большой конкуренцией – в лице PayPal, кредитных компаний и в какой-то степени даже Apple. Это интересный бизнес-вызов для Дорси, который по-прежнему ведет вперед Twitter. Для воплощения своих надежд на компанию в Square Дорси разработал нестандартный корпоративный организм и строжайший тайм-менеджмент. «Компании необходимо следовать еженедельному темпу», – объясняет он. Вот схема:

– по понедельникам – вопросы менеджмента;

– вторник, объясняет Дорси, для инжиниринга продукта;

– по средам Дорси нацелен на маркетинг, вопросы коммуникаций и роста;

– четверг – для совещаний с внешними партнерами и разработчиками;

– в пятницу – день «компании и культуры», а также рекрутинга;

– в субботу – перерыв, в частности, бизнесмен любит уезжать из города;

– по воскресеньям Дорси размышляет о стратегии и проводит собеседования.

Какое-то время он придерживался этого графика каждую неделю и в Square и в Twitter, затем он стал ходить в Twitter через день, в основном для обсуждения стратегии.

Как же при такой дисциплине находится место для спонтанности и тем более открытий? «Обычно я делаю большую часть работы за доступными столами – каждый может подойти, – говорит Дорси. – Я также слышу обо всем, что происходит в компании. Я провожу 90% времени с людьми, неподотчетными мне, и это дает пространство для неожиданных открытий, я все время хожу по офису. Неожиданные открытия на то и неожиданные – их не нужно планировать, они происходят сами».

Модель Дорси для отлаженной компании – это отдел новостей. Когда-то он работал еще и в школьной газете, а сейчас он как главный редактор Square работает над идеями, идущими от сотрудников, и дает идеи им. «Что мне нравится в Twitter и Square, так это то, что они позволяют людям с действительно ценными идеями что-то менять, – говорит он. – Еще они позволяют лидерам в компании распознавать тенденции и пересечения и назначать команды на их выполнение». Как утверждает Дорси, сотрудники могут кардинально менять курс компании, представляя хорошие идеи.

Ключ к успеху в этой организации – это прозрачность и доверие. По настоянию Дорси, каждый, кто работает на него, знает все, что происходит в компании и почему она делает ту или иную вещь. Он установил невероятное правило: на каждом совещании Square есть люди, которые ведут запись и рассылают ее всем сотрудникам компании. И неважно, о чем совещание: будь то коррекция стратегии, новые партнерства, отложенные контракты, новые запуски или важные показатели. Все слышат обо всем. Дорси говорит, что зачастую получает по 30–40 писем с записями с совещаний в день. Он их фильтрует и читает через iPhone по дороге домой вечером. Еще более невероятно то, что такие массивные груды конфиденциальной информации циркулируют между четырьмя сотнями людей в Square, но ни один элемент не «уплыл» в интернет. Ранее в этом году гендиректор Starbucks Говард Шульц связался с Дорси относительно использования Square для принятия всех кредитных и платежных транзакций в 7 тыс. кофеен, и тот объявил об этой закрытой информации на совещании для всех сотрудников. В Twitter не всплыло ничего. «Ноль процентов утечки информации. Ноль! – говорит Дорси, постучав по столу. – С самого дня основания компании».

Недавно в Square, всего лишь через день после приобретения манхэттенской дизайн-компании «80/20», Дорси, опять-таки на совещании для всех сотрудников, в 17.05 рассказал о новом проекте Town Square. 

«У нас сегодня пицца и напитки! И хот-доги. Мы празднуем Нью-Йорк!» – так жизнерадостно закончил совещание Дорси. Мероприятие начнется с «Empire State of Mind» Jay-Z, затем будут представлены 24 сотрудника компании «80/20» и торжественно завершится «New York, New York» Фрэнка Синатры. В ходе вечера Дорси кратко перечислит все, что он сообщил за последнюю неделю директорам Square, и их реакцию.

Хочет ли Дорси идти дальше Twitter и Square? «Я верю в силу троицы, так что в целом я хотел бы третью компанию», – размышляет он. Например? Его всегда интересовали сферы образования и здравоохранения. А может быть, это будет что-то неожиданное. 

«Одна из сфер, в которой не произошло ничего революционного за последние годы, это правительство и наше представление о нем, – задумчиво говорит бизнесмен. – Я бы хотел увидеть, как технологии могут улучшить эту сферу».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить