Как 25-летние бизнесмены ворочают миллиардами долларов

35751

Джон и Патрик Коллисоны превратили Stripe в мощную компанию по проведению мобильных платежей и решают судьбу мировой электронной коммерции

Джон Коллисон — президент Stripe.
Фото: Jamel Toppin для Forbes
Джон Коллисон — президент Stripe.

Первый признак того, что сооснователи мобильного феномена под названием Stripe Джон и Патрик Коллисоны не поклонники корпоративных условностей – большой рюкзак фирмы North Face. Неприметный – серый с оранжевыми вставками, он обычно остается незамеченным посетителями, когда приземляется около ножки стола в нескольких футах от двери в офисе Stripe в Сан-Франциско. Но работники компании знают: рюкзак означает, что президент Джон Коллисон на месте. У него нет кабинета, да и просто стола, поэтому частенько он работает за общим столом на цокольном этаже, если, конечно, тот свободен. Пристанище его старшего брата Патрика (генерального директора) не намного удобнее: маленький столик, втиснутый между стеной и столом администратора, который иногда приходится делить с братом. «Было бы здорово иметь место, чтобы складывать туда вещи, – рассуждает Джон. – Но любой стол в конце концов будет завален всякой всячиной. Так что, наверное, это и к лучшему».

Отсутствие кабинета, достойного большого начальника, не остановило двадцати с небольшим лет иммигрантов из Ирландии, выгнанных колледжами, от создания одного из вызывающих наибольшее восхищение и наиболее часто копируемого стартапа среди множества появившихся за последнее время. А теперь еще и набирающего силу игрока в столь закрытой индустрии, как финансовые услуги. Через пять лет после своего рождения и через два года после того, как его создатели вошли в список самых успешных людей моложе 30 лет по версии Forbes, Stripe быстрыми и широкими шагами идет к намеченной братьями цели – совершить революцию в мире цифровых платежей. За прошлый год компания расширилась в два раза (до 380 сотрудников) и привлекла инвестиции, с помощью которых выросла в стоимости до $5 млрд с $3,5 млрд годом ранее (недавно ставший публичным Square оценивается в $4 млрд). Когда-то работавший только в США, Stripe вымаливал встречи с банками, а сейчас расширил свое присутствие до 23 стран и на регулярной основе заключает партнерские соглашения с игроками уровня Visa, Apple Pay и Alibaba. Facebook, Twitter и Pinterest выбрали именно Stripe в качестве поддержки своей электронной коммерции, а традиционные ретейлеры (такие как Best Buy и Saks Fifth Avenue) пытаются завоевать рынок онлайн-услуг в паре со Stripe. Slack недавно перевел прием платежей на Stripe, отказавшись от продукта конкурентов.

Stripe – частная компания и не будет раскрывать свои доходы. В то время как большинство из сотен тысяч клиентов, пользующихся ее услугами, относительно небольшие по размеру, самые известные – Lyft, Shopify, Kickstarter, Postmates и Wish, в общей сложности проводят десятки миллиардов долларов платежей. Общий объем платежей, обрабатываемых Stripe, составляет около $20 млрд в год. За каждую проведенную транзакцию Stripe получает комиссию 2,9% плюс 30 центов – примерно такую же, как другие компании, например Square, хотя крупные клиенты имеют скидки. Все это приносит Stripe более $450 млн дохода. Компания утверждает, что в прошлом году 27% американцев совершили покупку с помощью Stripe, а это серьезный рост по сравнению с 3,8% два года назад. Несмотря на это, Stripe ведет себя осторожно. «Мы радуемся тому успеху, которого достигли, но еще далеки от достижения целей, которые себе поставили», – говорит Патрик.

Успех Stripe в сфере облегчения процессинга цифровых платежей всего лишь шаг на пути к большей цели – стать фундаментом, на котором будут создаваться новые формы коммерции. Представьте себе Amazon Web Services (способный поддерживать любые виды онлайн-бизнеса), только сосредоточенный на финансовых транзакциях. Технологии Stripe уже поддерживают торговые площадки (Lyft) и краудфандинговые платформы (Kickstarter). В этом году компания сделала большой шаг в сторону того, что, по предсказаниям некоторых аналитиков, может стать новым большим трендом в мобильной торговле: кнопка «Купить» позволит ретейлерам продавать свои товары напрямую потребителям через соцсети, такие как Facebook, Pinterest и Twitter.

У компании солидные конкуренты. Braintree, принадлежащая PayPal, заявила, что в этом году обработает около $50 млрд (эта сумма более чем в два раза превышает объемы Stripe) и хвастает своими знаменитыми клиентами – Uber и Airbnb. Быстроразвивающийся европейский стартап Adyen крупнее Stripe и придерживается агрессивной стратегии по выходу на новые рынки. Но, обслуживая, по их собственным оценкам, всего 2% рынка глобальной онлайн-коммерции, Коллисоны (и инвесторы в лице Sequoia Capital и Andreessen Horowitz) верят, что возможности не ограничены для всех. Самый опасный враг – промахи самой компании. «От Stripe, по сравнению с большинством других игроков, требуется более высокая степень профессионализма и устойчивости», – говорит Патрик. Когда вы работаете с деньгами других людей, вы не имеете права на неудачу. Stripe понял, как нужно строить работу в столь непростом по своей природе бизнесе. «Теперь нам нужно понять, как сделать то же самое, только в двойном размере», – говорит он. Цель на следующий год? Снова удвоить и повторить.

Комбинация успеха, скромности и вдумчивости характерна для Коллисонов, и по этой причине многие настолько уверены в Stripe. Член совета директоров Майк Мориц (Sequoia Capital) назвал Коллисонов одними из самых умных людей, с которыми он когда-либо работал в качестве инвестора, а это высокая оценка от человека, который финансировал компании типа PayPal, Yahoo и Google.

Братья разделяют сферы ответственности, при этом Джон (25 лет) управляет взаимоотношениями с партнерами и продажами, тогда как Патрик (27) сосредоточен на технической стороне и публичном представлении компании. «Патрик – Леброн Джеймс среди предпринимателей, – считает Дэвид Ли, профинансировавший сотни проектов в свою бытность управляющим одного из самых успешных инвестиционных фондов в сфере технологий SV Angel. – Он гениален, харизматичен, хороший лидер, он внимательный и уравновешенный. Редко когда встретишь все эти качества в одном человеке».

Братья в юном возрасте научились программированию и продали свою первую компанию Auctomatic за
$5 млн, будучи еще подростками. Патрик, который недолгое время посещал Массачусетский технологический институт, ненасытный любитель чтения, собравший на своих полках около 600 книг на самые разные темы, начиная от физики и заканчивая феминизмом, программированием, литературной критикой и экономикой. (В СМС-сообщении он признался, что прочел «только» 30–40% из них.) Джон, бросивший Гарвард, более сдержан, но не менее четко выражает свои мысли и обладает не менее широким кругом интересов.

Когда родилась идея Stripe, цели превратить ее в реальную компанию не было. Коллисоны всего лишь хотели решить проблему, с которой столкнулись как разработчики приложений: интернет и мобильные телефоны упростили процессы выстраивания глобальных сервисов, но проведение оплаты за пользование ими оставалось до безобразия сложным. Братья создали систему, которая дала возможность разработчикам принимать платежи в течение нескольких минут. После запуска в 2011 сервис быстро сработался с другими приложениями, а вскоре и с более крупными компаниями.

В самом начале Патрик и Джон все делали самостоятельно: писали программные коды, обрабатывали запросы клиентов и осуществляли их поддержку. Но достаточно скоро они осознали, что им придется расширить свое внимание до управления компанией в целом. «Необходимое условие для компании – не зайти в тупик и не выйти за рамки собственных возможностей», – считает Джон. Они провели несколько тяжелых месяцев, обдумывая принятие первых 10 сотрудников, зная, что за этим последует новая волна приемов на работу. Братья зарезервировали 10% от капитала Stripe для этой первой волны персонала – необычайно большая сумма – и работали плечом к плечу со многими из них на протяжении нескольких недель, до того как окончательно одобрить их кандидатуры. Получилось так, что все сотрудники, которых они выбрали, в прошлом сами основывали компании.

Сегодня Stripe вышли на значительно более высокий профессиональный уровень, однако продолжают следовать тем же принципам при подборе персонала. К примеру, любой, кто проводит собеседование с кандидатом на какую-либо должность, имеет возможность наложить вето на его прием. Но когда основатели определяют лучшего, то готовы на все, чтобы заполучить этого человека. Патрик вспоминает, что с Клэр Хьюз Джонсон, ранее занимавшей несколько управленческих позиций в Google (ее последним занятием было управление широко известным проектом по созданию беспилотного автомобиля), ему понадобилось около 50 часов «ухаживаний», для того чтобы она согласилась присоединиться к команде Stripe. Сейчас Джонсон занимает должность операционного директора.

Пристальное внимание к структуре и составу компании оправдало себя. Stripe удалось избежать коллапсов, связанных с продукцией, и осечек персонала, даже тогда, когда он удваивался в размерах каждый год. Талантливые ребята стекаются в Stripe с надеждой на рост, но и в большой степени потому, что хотят работать с Коллисонами. «Они находятся на вершине неофициальной иерархии Кремниевой долины», – считает Аарон Леви, генеральный директор Box, когда-то бывший наставником Патрика и Джона.

Команда по продажам за последние два года выросла с пары человек до 20. Чтобы избежать сдачи зарубежных рынков Adyen и другим конкурентам, Stripe привлек 70 человек для работы с иностранными банками, регулирующими органами и клиентами, в то время как два года назад таких людей было всего пять. Stripe растет вместе с некоторыми из своих самых успешных клиентов, будучи подвижным и динамичным. Когда Lyft в начале 2015 решили, что им нужен более быстрый способ производить оплату водителям, они обратились к Stripe. В декабре Lyft запустили сервис Express Pay, позволяющий платить водителям за поездки практически моментально, а не заставлять их ждать несколько дней. Чтобы сделать это, Stipe пришлось проигнорировать стандартную систему электронных платежей ACH и вместо нее создать сервис, которой связывается с банковскими счетами водителей через их карты. «Это неоценимо для нас, – говорит Тали Рапапорт, вице-президент Lyft по продуктам. – Феноменальное преимущество».

Аналогично к Stripe обратился Twitter, когда решился на первую вылазку в сферу онлайн-коммерции. Twitter хотел облегчить тысячам больших и малых ретейлеров процесс продаж через приложение с помощью кнопки «Купить». Задача была чрезвычайно сложной из-за того, что продавцы использовали десятки различных технологических платформ для поддержки своих магазинов. «Одна из основных ценностей Twitter (и она совпадает с ценностями Stripe) – «упрощай», – рассказывает Натан Хаббард, вице-президент Twitter по коммерческим вопросам. Они получили запутанный клубок платежей и упростили его для разработчиков и веб-мастеров таким образом, что нам больше не нужно об этом волноваться». Сотрудничество с Twitter создало основу для появления Relay, творения Stripe, которое позволяет торговым компаниям легко продавать свои товары через приложения третьих сторон. Способность Stripe упрощать сложное – как раз то, что подкупило Стюарта Баттерфилда, генерального директора Slack. В этом году Slack ушел от Braintree к Stripe, так как последний может работать с разными валютами и интегрироваться с бухгалтерскими системами компании. «С движением денег связано много сумасшествия, – говорит Баттерфилд. – Stripe сумел упростить эти процедуры».

Работники Stripe, говоря об общей задаче компании, иногда упоминают стремление «помочь увеличить ВВП интернета». Естественно, он вырастет и в присутствии, и в отсутствие Stripe. Коллисонам, чтобы сыграть главную роль в этом процессе, придется вывести Stripe за пределы работы со стартапами и войти в основной поток мировой коммерции.

И им нужно будет продолжить развивать такие продукты, как Relay, которые помогают новым видам бизнеса, какую бы форму те ни имели. Быстрорастущий клиент – Beepi занимается продажами подержанных автомобилей онлайн и через свое мобильное приложение, доставляя их на дом, с бантом на крышке капота. (Beepi, чьи машины находятся в списке самых дорогих предметов, продаваемых с помощью Stripe, по мнению генерального директора Але Резника, вскоре будут проводить через систему сотни миллионов долларов каждый квартал.) «Два или три года назад, если бы вы раздумывали о дальнейшем развитии торговли, вряд ли бы вам в голову пришел образ машины с бантом на капоте, которую доставляют на дом, – говорит Патрик. – Но как только такое происходит, это становится привычным и очевидным».

Какие бы очевидные торговые модели ни появились в будущем, Коллисоны, скорее всего, будут участвовать в их поддержке. Об IPO разговоров пока не идет. Stripe фокусируется на базовых основах. «В Кремниевой долине действительно существует проблема, когда восприятие компанией своего собственного успеха немного опережает реальную ситуацию», – говорит Патрик. Лучший признак, что Коллисоны настроены выполнить задачу, это их собственное осознание того, каким непростым будет их путь.

Шон Рэд — Генеральный директор Tinder
Фото: Jamel Toppin для Forbes
Шон Рэд — Генеральный директор Tinder

Шон Рэд

Выпуск-2014
Генеральный директор Tinder

Какие у Шона Рэда отношения с Tinder? Сложные. Осенью 2014 IAC, владелец контрольного пакета акций компании, заставил сооснователя этого мобильного приложения покинуть кресло генерального директора. Вместо ухода Рэд занял должность руководителя по продуктам, тогда как ветеран рынка технологий Кристофер Пэйн стал генеральным директором в марте 2015. К августу Пэйн ушел, и Рэд вновь вернулся на вершину управления мобильным сервисом знакомств, который сейчас может по праву гордиться 9,6 млн пользователей в день и более 10 млрд совпадений на основе взаимных симпатий. В ноябре Tinder (вместе с другими сервисами знакомств, принадлежащими IAC, такими как Match.com и OkCupid) вышли на IPO на Nasdaq под названием Match Group. С момента дебюта акции выросли примерно на 20%, а рыночная капитализация сейчас составляет около $3,5 млрд. «В мире сотни миллионов одиноких людей со смартфонами, – заявил Рэд на саммите Forbes «30 моложе 30». – Постоянно появляются новые одинокие люди. Мы можем стать одной из крупнейших технологических компаний, просто сосредоточившись на обширной аудитории одиночек». – Стивен Бертони

Мишель Фан — Основатель IPSY
Фото: Jamel Toppin для Forbes
Мишель Фан — Основатель IPSY

Мишель Фан

Выпуск-2015
Основатель Ipsy

28-летняя суперзвезда YouТube Мишель Фан стала важной шишкой в сфере индустрии красоты и теперь стремится вывести стартап на рыночную стоимость более $1 млрд. Дочь вьетнамских иммигрантов, начавшая свой путь к вершинам в 15 лет с блога о жизни своей мечты, в 2011 основала Ipsy – бизнес, построенный на подписке на видео о косметике. Компания может по праву гордиться 1,5 млн подписчиков и более чем $150 млн ожидаемого дохода за 2015. В сентябре компания привлекла $100 млн, что позволило оценить ее в более чем $500 млн. В мае Фан организовала открытые студии в Санта-Монике, Калифорния, оборудовала их камерами и светом, и теперь амбициозные бьюти-эксперты, проверенные Ipsy, могут создавать там свой собственный контент абсолютно бесплатно. «Я хотела отблагодарить сообщество тем, что принесло успех мне», – говорит она. На данный момент в студию записались уже около 10 тыс. человек. Generation Beauty, съезд, организованный Фан в 2012 в Лос-Анджелесе, в октябре пришел в Нью-Йорк. В стремлении свести вместе создателей бьюти-контента и бренды в 2016-м съезд расширит свое присутствие на еще четыре города. – Сьюзан Адамс

Остин Маккорд — Основатель Datto
Фото: Jamel Toppin для Forbes
Остин Маккорд — Основатель Datto

Остин Маккорд

Выпуск-2015
Основатель Datto

Маккорд пробил путь до оценки своего бизнеса в $1 млрд. В ноябре 2015 Datto, компания, занимающаяся защитой данных, привлекла $75 млрд в рамках второго раунда. Маккорд, основавший Datto в 2007 в подвале инженерной фирмы своего отца, теперь управляет 550 сотрудниками и доходами в размере около $100 млн – и все это благодаря предоставлению сверхнадежной защиты данных для тысяч компаний и знаменитых политиков. Осенью 2015 Datto раскрыли информацию о том, что защитили часть сервера, содержавшего неоднозначную личную переписку Хиллари Клинтон (Маккорд утверждает, что конечный заказчик неизвестен). Чтобы сохранять такой уровень, компания концентрирует внимание на культуре «Если люди приходят на работу и для них это просто работа с девяти до пяти, сложно добиться выдающихся результатов», – уверен Маккорд. – Стивен Бертони

 
A$AP ROCKY — Музыкант
Фото: Jamel Toppin для Forbes
A$AP ROCKY — Музыкант

A$AP Rocky

Выпуск-2015
Музыкант

На саммите «30 моложе 30» в Филадельфии, прошедшем осенью, Раким A$AP Rocky Майерс был одним из последних, кто пришел для группового фото. «Извините, – широко улыбаясь сказал он, одетый в длинное пальто от Dior. – Я стильно опоздал». И в самом деле, никто в мире хип-хопа не был более моден в последнее время. Родившийся в Гарлеме музыкант вырос, слоняясь между приютами для бездомных, а теперь является частью массовой культуры со своим дебютным альбомом Long.Live.A$AP, который занял верхнюю строчку чарта Billboard в 2013 и принес его создателю около $5 млн. Но на вершину его возвело чувство моды – Раким стал лицом DKNY и создал капсульную коллекцию для Guess. Он сфокусирован на своем творческом коллективе AWGE, который делает все что угодно – от графического оформления альбомов до управления стилистами. «Иметь возможность управлять собственным бизнесом – это то, чего я всегда хотел», – говорит звезда. – Зак О’Майли Гринбург

Алекс Морган — Форвард Orlando Pride
Фото: Jamel Toppin для Forbes
Алекс Морган — Форвард Orlando Pride

Алекс Морган

Выпуск-2015
Форвард Orlando Pride

Фамилия Морган в этом году стала известна каждой семье, ведь ее носительница помогла привести национальную женскую сборную США к золоту чемпионата мира по футболу и привлекла самую большую американскую телеаудиторию к футбольным матчам, как среди мужчин, так и среди женщин. Морган остается одним из самых ценных игроков в Национальной женской футбольной лиге – в октябре она и ее подруга по команде перешли в Orlando Pride в обмен на двух выбранных в первом раунде драфта игроков, включая №1. Морган быстро приумножает свою славу: выбрала в качестве спонсора Nationwide, стала автором молодежной серии книг The Kicks, в июле получила место на одной из самых заметных площадок профессионального спорта – обложке видеоигры FIFA 16, где делит место с лучшим игроком мира, коллегой по списку «30 моложе 30» Лионелем Месси. – Кристофер Смит

Аарон Леви — Сооснователь Box
Фото: Jamel Toppin для Forbes
Аарон Леви — Сооснователь Box

Аарон Леви

Выпуск-2012
Сооснователь Box

Леви продолжает играть первую скрипку в Box, компании по предоставлению услуг облачных хранилищ и их совместному использованию, сооснователем которой выступил в 2005. В январе с согласия своего коллеги по списку «30 моложе 30» и другого сооснователя Дилана Смита он сделал Box публичной компанией. Это стало завершением временами сложного пути к IPO, который включил в себя отсрочку и неожиданное привлечение средств летом 2014.
Недавно акции Box торговались на уровне $14, как и год назад, что ниже, чем в начале листинга. Но даже сейчас рыночная капитализация компании превышает $1,7 млрд.
Леви, которой как-то назвал биржевые площадки «американскими горками», может сосредоточиться на том, чтобы привлечь в Box более крупных клиентов, таких как Southwest Airlines, и на трансформации Box в комплекс продуктов и сервисов (а не просто хранилище) и платформу, которой могут пользоваться люди для создания собственных приложений. Несмотря на турбулентное IPO, Леви утверждает, что ни о чем не жалеет: «Быть открытым по отношению к публике очень важно. В частном секторе не прекращаются разговоры о стоимости компаний, а тут ты знаешь, сколько стоят твои акции, и у тебя есть четкое ощущение собственного финансового положения, у этого есть преимущества». – Алекс Конрад

Шон Уайт — Сноубордист
Фото: Jamel Toppin для Forbes
Шон Уайт — Сноубордист

Шон Уайт

Выпуск-2014
Сноубордист

Одна из самых успешных звезд экстремального спорта всех времен, Уайт практически на год отошел от соревнований, после того как не поднялся на пьедестал победителей ни на зимней Олимпиаде в Сочи, ни на Всемирных зимних экстремальных играх – 2015. Неудачи не остановили его. Приобретенный Уайтом в 2014 фестиваль музыки и сноубординга теперь расширяется до турне через Австрию, Пекин и Лос-Анджелес. Он продолжает создавать дизайн оправ для Oakley, части своего $200-миллионного персонального бренда, и гастролирует со своей рок-группой Bad Things. Декабрь был отмечен долгожданным возвращением к соревнованиям – и Уайт никого не разочаровал, взяв золото в хафпайпе в рамках Dew Tour. Сейчас его взор обращен к завоеванию славы на Олимпийских играх в Южной Корее в 2018. – Кристофер Смит

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить