Несовершенство системы: почему казахстанцам начисляют ошибочные налоги

17855

Почему начисляются налоги и пени на несуществующее или давно проданное имущество

Руслан Енсебаев
Руслан Енсебаев
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

О том, что же происходит в базах данных и когда «налоговики» избавятся от таких ошибок, добавляющих немало седых волос гражданам, Forbes.kz рассказал вице-министр финансов Руслан Енсебаев.

F: Недавно Минфин сообщил о выявлении более 5 млн ошибок в базах данных госорганов, и устранено порядка 4,7 млн ошибок. Оставшиеся 300 тыс. ошибок, по вашим же данным, «могут быть исправлены только в присутствии самого налогоплательщика». Что это за ошибки?

- В прошлом году мы провели работу со всеми госорганами, сделали сверки данных из разных источников и выявили ошибки и неточности в сведениях. Все они произошли не сегодня и не вчера, у всех этих ошибок многолетняя история. Какие-то ошибки появились при оцифровке, другие - при слиянии баз данных или ещё по каким-то причинам. Какого рода неточности встречаются: где-то не указан ИИН или неверно указан, где-то видно, что сами данные не соответствуют формату, неверно указана дата регистрации, технические характеристики и так далее. Все эти ошибки были собраны по типам, по регионам и направлены в соответствующие местные исполнительные органы и территориальные подразделения уполномоченных органов. На местах должны были поднять по каждому случаю именно оригинальные бумажные данные, сверить их и вручную внести в систему изменения по всем случаям.

Но в некоторых случаях оказалось, что некорректно указаны данные в самих правоустанавливающих оригинальных документах. И в этих случаях уже непосредственно физическим лицам нужно прийти и написать заявление, чтобы в самих оригиналах эти изменения были внесены. После этого данные будут актуализированы и в информационных системах.

Большая часть уже была исправлена путём анализа данных в бумажных документах и корректировки самими сотрудниками. Сегодня эта работа продолжается, уже осталось меньше 100 тыс. ошибок, для исправления которых и требуется присутствие физического лица.

F: А люди вообще в курсе, что им нужно куда-то прийти и что-то исправить?

- Мы провели работу в рамках подготовки к всеобщему декларированию - на портале электронного правительства создана возможность просмотра предзаполненных данных формы 250 всеобщего декларирования активов и обязательств. Этот функционал запущен в тестовом виде, но он работает с реальными данными, и люди могут увидеть, какая собственность на них зарегистрирована. Если они не согласны с этими данными, они смогут их скорректировать. К сожалению, как правило, граждане проявляют активность, только когда сталкиваются с проблемой при получении какой-то услуги. Много таких ситуаций, когда люди видят в личном кабинете на портале электронного правительства, что за ними ошибочно числится какая-то недвижимость, но реагируют только, когда, к примеру, им нужна справка о том, что у них нет недвижимости.

F: Что делать, если обнаружились эти некорректные данные? Куда бежать?

- Бежать никуда не надо. Мы сейчас запустили, пока в тестовом режиме, единый контакт-центр: на базе номера 1414 работает отдельная служба, делается автоматическая переадресация звонка, и 20 человек оказывают консультации именно по этим вопросам.

Также работают телефоны доверия в территориальных департаментах Комитета государственных доходов, все эти номера опубликованы на официальном сайте комитета.

Помимо этого, в течение месяца мы на портале будем тестировать функционал предзаполнения декларации, и если человек будет видеть некорректность данных, он сможет там же, через портал направить запрос на изменение данных. Будет отдельная кнопка «отправить запрос», он подписывается электронной подписью, и это будет официальным обращением на корректировку данных. И не нужно будет ходить по госорганам. Вся эта работа будет контролироваться, и после отработки человек получит ответ, что данные скорректированы.

F: В конце 2018 года появилась масса сообщений граждан, которые вдруг нашли себя в списках неплательщиков налогов, преимущественно транспортного налога на автомобили, которых у них либо никогда не было, либо давно проданы. Что это - «результат устранения ошибок»?

- Ошибки, как я сказал, появились не сегодня и не вчера, они копились годами. Почему сейчас они проявились так явно? Во-первых, социальные сети создают эффект массовости. Во-вторых, есть несколько новшеств в законодательстве, которые эту проблему обострили. С 1 июля 2018 года банки не имеют права открывать счета, если у человека есть налоговая задолженность. У нас всегда было больше миллиона должников, и сумма задолженности физических лиц составляла более 20 млрд тенге. Собрать их никак не могли, поскольку применение налоговыми органами мер принудительного взыскания по отношению к физическим лицам не предусмотрено. Поэтому эта новая норма с точки зрения собираемости очень эффективная — люди сразу начали платить налоги. Но это обязательство получать информацию и оплачивать задолженность обнажило и проблему некорректности данных.

Также внедрена система налоговых приказов - если есть налоговая задолженность, которую в течение определённого времени человек не оплачивает, формируется налоговый приказ, направляется судебному исполнителю, который автоматически блокирует счета. Это тоже обострило проблему некорректности данных.

F: Вы сейчас говорите о должниках. А я - о людях, которым были приписаны налоги и пени за их неуплату за несуществующее имущество, которого не было у этих людей. Яркий пример - те самые 300 машин.

- Да, такие факты тоже есть. И возникают они именно из-за неправильных данных. Налоговый комитет не регистрирует имущество, он начисляет налоги - исходя из той информации, которую мы получаем из баз данных госорганов. По транспорту мы получаем информацию из системы МВД, по недвижимости - из регистра недвижимости Минюста, по земельным участкам - от местных исполнительных органов. И здесь есть исторические проблемы. Например, по регистрации транспорта раньше не было единых регламентов по обязательности введения отдельных данных, каждый сотрудник как хотел, так и вводил данные. Ещё не так давно даже не вводили номер ИИН, эти сведения не были обязательными для ввода. Но вся информация, в том числе неверная, сохранялась в базе данных, которую мы и получаем для начисления налогов.

Если говорить о примере с 300 машинами, то там как раз и видно всё несовершенство системы. Сотрудник административной полиции просто взял и «перетащил» в базе на один номер тогда ещё РНН эти 300 записей. И система позволила это сделать. Но сотрудники в налоговой не знали об этом, они просто получили данные о регистрации - и начислили налоги.

F: При этом налоговые органы с определённой периодичностью проводят так называемую актуализацию баз данных, но ошибки все равно остаются. Почему?

- Да, актуализация проводится регулярно. Но раньше она проводилась бумажно: в центре формируются расхождения, бумаги спускаются в регионы, регионы что-то локально исправляют, отчитываются об исправлении. Все это делается в ручном режиме, и тут не исключён человеческий фактор: где-то ошибся в цифре, где-то просто схалтурил. Сейчас, благодаря именно проведённой комплексной сверке данных, мы видим, что по многим фактам, которые были направлены на исправление и по отчёту местных исполнительных органов и подразделений уполномоченных органов, исправлены, в действительности работа не проводилась, ошибки существуют до сих пор.

Поэтому сейчас мы создали на базе Astana Hub техническую группу, в которую вошли специалисты по работе с базами данных, разработчики информационных систем, и теперь уже они работают над тем, чтобы таких ошибок не было. Мы заново проводим актуализацию данных. Также эта группа даёт конкретные рекомендации по доработке систем, чтобы в будущем таких ошибок не было. Мы планируем до июня эту работу завершить, чтобы уже в этом году при расчете налогов минимизировать ошибки.

Но успешность этого процесса зависит ещё и от активности граждан — мы очень рады, когда ими выявляются ошибки, так как появляется возможность их исправить. Как только мы вычистим все базы, система сможет работать как часы. Поверьте, мы очень этого хотим.

F: Получается, вся эта многолетняя работа по созданию информсистем и постоянной актуализации, интеграции баз данных - просто профанация?

- Нет, работа действительно была проделана огромная, причём всеми государственными органами. Например, по регистрации недвижимости сделана масштабная инвентаризация, данные актуализированы, создана система «Адресный регистр», в котором выстроены точные справочники адресов, в которые обновлённая информация вносится в режиме онлайн. Но проблема в том, что у каждого госоргана были свои справочники, которыми они пользовались.

Сейчас проводится интеграция, например, МВД завершает интеграцию системы документирования населения с Адресным регистром, Комитет государственных доходов также в этом году начнёт переход на новые справочники.

Доработать нормальную интеграцию данных - это одна из важных наших задач. Даже наша система Минфина - «Регистр налогоплательщиков и объектов налогообложения» (РНИОН) - была создана ещё в начале 2000-х годов, и сегодня она не позволяет осуществлять обмен информацией в режиме онлайн. К нам информация приходила в виде выгрузок за определённый период времени, мы её потом загружали, и есть определённый человеческий фактор в этом процессе. И время - человек может уже продать, например, машину, а налоговая эту информацию в онлайн-режиме не видит. Поэтому мы ставим задачу запустить в этом году Интегрированную базу данных, которая будет интегрирована с системами госорганов в онлайн-режиме, и любое изменение будет автоматически появляться и у нас.

F: А что с доначислениями пени? В последние месяцы у многих граждан появляются неожиданные штрафы по транспортному налогу. Суммы небольшие - в среднем до 100 тенге, но они появляются каждый месяц. При этом сам транспортный налог люди оплатили и в базе данных это указано. Что происходит?

- Это очень большая проблема, мы о ней знаем и работаем над её решением. Вообще, люди не должны знать все эти реквизиты, коды органов госдоходов, сколько у кого лицевых счетов, это не нужно. У всех нас есть единый идентификатор - ИИН, мы должны по нему оплачивать, а система сама должна смотреть, где какие объекты зарегистрированы, и сама автоматически распределять эти деньги по соответствующим счетам. Это наша основная задача, мы над ней работаем.

Сейчас мы внедрили промежуточный механизм, чтобы гражданам не приходилось бегать в налоговую из-за подобных ситуаций - зачёт по заявлению. Как он работает: человек в своём личном «кабинете налогоплательщика» видит все счета, их состояние, где есть переплаты, и он может написать заявление о переводе суммы переплаты в зачёт задолженности по другому лицевому счету. Пока эта функция доступна в «кабинете», но в ближайшее время мы планируем её запустить и на портале единого правительства. Кроме того, сейчас мы объединяем лицевые счета по налогу на транспорт по каждому налогоплательщику в один - по месту жительства и информационную систему доработали так, что лицевой счёт может открыться только один (также по месту жительства).

Но наша приоритетная задача - решить вопрос кардинально. Для этого мы внедряем модуль «Электронный кошелёк налогоплательщика». В нём будет действовать единый реквизит, и человек будет по нему оплачивать налоги, а система КГД сама автоматически будет распределять эти платежи. Также будет возможность отсроченной оплаты - когда деньги можно внести заранее, и они потом автоматически спишутся со счёта, когда наступит налоговое обязательство. Рассматривается вопрос об отправке уведомления на e-mail, смс-уведомление о начисленных налогах. Это огромный объём работы, которую мы уже проводим и планируем, что уже этот налоговый период, с июля 2019 года, пройдёт более спокойно и комфортно для граждан. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить