Цифровизация рынка: что мешает ретейлу выходить в онлайн

Об этом рассуждает Карим Богуспаев, генеральный менеджер Glovo в Центральной Азии

Объем рынка розничной онлайн-торговли за первые семь месяцев текущего года перешагнул за отметку 650 млрд тенге, причем больше 90% продаж осуществлены через смартфон. Кажется, что это впечатляющие цифры, но это всего 10% от общего объема всей розницы - 90% всей розничной торговли всё еще не имеет доступа к электронному рынку. Этот показатель остаётся более или менее стабильным на протяжении последних двух лет.

Как отмечают в Glovo, рост электронной коммерции начнется тогда, когда начнет расти офлайн-ретейл. По словам генерального менеджера Glovo в Центральной Азии Карима Богуспаева, Казахстан - одна из немногих стран с наименьшим количеством магазинов и ресторанов на душу населения, соответственно, спрос на онлайн-доставку есть, но откуда заказывать - выбор невелик. В настоящее время на платформе Glovo в Казахстане насчитывается более трех тысяч ресторанов и магазинов, из них более полутора тысяч - это субъекты малого бизнеса, объем продаж которых растёт благодаря представленности в онлайн-приложении на величину от 25% до 40%.

Карим Богуспаев
Карим Богуспаев

Компания поделилась планами по взаимодействию с брендами-партнерами и МСБ, которые теперь будут получать поддержку от Glovo через онлайн-продажи.

Карим, вы на рынке Казахстана три года, так что же все-таки мешает ретейлу выходить в онлайн?

- В Казахстане выполняется в среднем один онлайн-заказ на человека. Это очень низкий показатель в сравнении с Южной Кореей, где этот сегмент еще не до конца развит, но в 30 раз выше казахстанского.

Что мешает? Отсутствие инструментов, лёгких и доступных в понимании. МСБ нужны интуитивно понятные инструменты, как, к примеру, упрощенные процессы кредитования. Физлицо может оформить онлайн-кредит за 15 минут, однако юридическому лицу подобная скорость и простота недоступны. То же касается и маркетинговых инструментов. Начинающий или микропредприниматель видит лишь верхушку айсберга каналов взаимодействия со своей аудиторией.

Инфляция и рост цен на коммунальные услуги во всем мире снижают уровень дохода как у потребителей, так и у предпринимателей.

Расскажите о новой стратегии Glovo в сотрудничестве с брендами. Как именно Glovo поможет брендам развиваться в онлайне?

- До сих пор Glovo связывала три основные стороны: курьеров, клиентов и партнеров - рестораны, магазины. Теперь в этой синергии появилось стратегическое место для брендов. Сотрудничество с брендами направлено на то, чтобы способствовать их развитию в сфере электронной коммерции за счет существующих ресурсов Glovo.

Для этого у нас есть ресурс и технологии, внедренные на других рынках, где работает Glovo. Наша задача – помочь партнерам перевести их деятельность в цифровой формат, продавать онлайн и иметь возможность проводить больше сделок в электронном виде, что отвечает интересам всех сторон. Мы также полезны в предоставлении помощи государству в вопросе цифровизации экономики, локальной экономики, например, уличных ретейлеров.

Какое будущее у локального бизнеса, если оценивать текущую ситуацию, у тех же уличных ретейлеров?

- Будущее местного бизнеса за выходом в онлайн. Если местные магазины и рестораны хотят добиться успеха в долгосрочной перспективе, им необходимо сделать шаг, чтобы присоединиться к цифровой экономике. Задача Glovo состоит здесь в том, чтобы поддержать их на этом пути. Мы хотим создать здоровый рынок, на котором рост является общей целью и общей возможностью. Когда небольшие магазины и рестораны учатся адаптироваться к онлайн-миру, это не только приносит им пользу, но и оказывает положительное социальное и экономическое влияние на всё сообщество.

С декабря 2022 года наша компания на всех 25 рынках в Европе, Африке и Азии анонсировала Glovo Local, новую программу для малого и среднего бизнеса. Наша цель - помочь бизнесу оцифровать свои продукты и услуги для ускорения роста. Она представляет собой консолидированный портфель услуг и решений для малого и среднего бизнеса с учетом их потребностей. Glovo глобально планирует к концу 2023 года подключить к сети более 250 тысяч малых местных предприятий. Используя инструменты, которые предоставляет Glovo Local, мы можем помочь им привлечь больше клиентов, ускорив их рост и сформировав устойчивую прибыльность. Именно так мы прокладываем путь для роста местной экономики.

Казахстан занимает лидирующие позиции в развитии цифровых технологий, и мы можем с уверенностью сказать об этом на основании анализа данных в 25 странах, где присутствует наша платформа. Поддержка рынка цифровых платформ государством, а также темпы развития технологий в стране способствовали развитию доставки еды и запуску сегмента Q-commerce — то есть «быстрой коммерции». За Казахстаном - очень светлое будущее платформенной экономики.

Это относится и к человеческим ресурсам. В рамках Digital Bridge мы подписали меморандум о сотрудничестве с Astana Hub по подготовке квалифицированных специалистов в IT-сфере. Мы уже провели первую тренинг-встречу стартаперов и IT-специалистов с сооснователем Glovo Сашей Мишо в Астане.

По данным PWC, сильное торможение развитию e-commerce дало послабление карантинных мер, а в Казахстане, в частности, январские события. Насколько упало количество заказов? Как оцениваете рынок сейчас?

- Многие предрекали снижение количества заказов через сервисы доставки после снятия ограничений, которые были введены в начале пандемии. Но этого не произошло. В декабре 2020 года общее количество заказов по всем агрегаторам Казахстана составляло 500 тыс. в месяц. В мае 2022 года этот показатель достиг уже 1 млн 600 тыс., то есть рынок доставки продолжает расти.

Мы наблюдаем значительный рост спроса как со стороны пользователей, так и партнеров. Glovo видит огромные перспективы развития в Казахстане как в хабе для всей Центральной Азии. В этом году компания празднует 3 года в Казахстане, и за эти годы инвестировала в развитие рынка около 40 млн евро и планирует в дальнейшем привлекать ресурсы в регион Центральной Азии.

Что интересного вы наблюдали в поведении покупателей за три года присутствия компании в Казахстане?

- С начала года категория q-commerce в Glovo увеличилась почти вдвое. Казахстанцы теперь заказывают не только еду, но и косметику, средства личной гигиены и т. д. Мы прогнозируем, что эта категория будет расти и дальше. Средний чек пользователя растёт. Сейчас он в районе пяти тысяч тенге. Самый большой чек от одного пользователя за заказ мы зафиксировали на сумму 200 тысяч тенге, а самый маленький - на 50. Самый большой фанат Glovo с момента запуска приложения получил свой 995-й заказ и потратил на все 5 493 290 тенге.

В целом частота заказов в расчете на пользователя растет. Если в начале это было примерно 0,5, то сейчас цифра составляет более 3 заказов на пользователя в месяц в среднем.

Мы активно развиваем сегмент Ultra-fast delivery — быстрая доставка продукции (до 20 минут). Открытие Glovo Express в Алматы в этом году позволило выйти на показатель в 15-21 минуту. Glovo Express - это новый формат маркетплейса, который находится максимально близко к пользователю.

Если говорить об интересной динамике, то в общей сложности курьеры за три года проехали 52 миллиона километров. Мы видим рост предпочтений в пользу казахской национальной кухни в сравнении с европейской и фастфудом. При этом в категории «продукты» первые три позиции занимает далеко не мясо, это бананы, картофель и напитки. А самый популярный десерт - чизкейк. К слову, Казахстан вошел в топ-10 стран-сладкоежек среди всех стран, где доставляет Glovo.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12953 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить