Украинские производители выходят на казахстанские маркетплейсы

272054

В Казахстане средний чек на 50% больше, чем в Украине

ФОТО: pixabay.com

Со стороны украинских производителей из самых разных сфер есть большая заинтересованность в том, чтобы расширить дистрибуцию на рынке Казахстана, отмечает управляющий партнер компании Suzirya Kazahstan Надежда Бадер-Баер. Компания входит в структуру украинской компании Suzirya HUB, которая занимается налаживанием торговых связей с рынками США, Румынии, Нидерландов.

– С начала полномасштабного вторжения России в Украину многие производители, которые работали на рынке Казахстана, были вынуждены уйти с него, – говорит Надежда, – а те, кто пытался на него выйти впервые, нуждались в информации.

Украинским компаниям с партнерскими контактами помогает посольство Украины в Казахстане. Также в июле и августе 2023 года Suzirya Kazahstan совместно с Торгово-промышленной палатой Украины провели для них онлайн-ивенты на тему «Ретейл Казахстана: возможности для украинских производителей» и «Маркетплейсы Казахстана: возможности для украинских производителей». Эксперты рынка РК, в том числе из «Nielsen IQ Казахстан», поделились с пятьюдесятью украинскими участниками ключевой информацией о рынке Казахстана: трендах и потребителе, ландшафте современной розницы, деталях логистики и особенностях работы с сетями и дистрибьюторами. С украинской стороны были в основном производители продуктов питания, средств бытовой химии, косметики, агро– и фармпрозводители – всего того, что можно продавать через маркетплейсы.

До начала войны товарооборот между Украиной и Казахстаном был более или менее стабильным. Так, по информации Торгово-промышленной палаты Украины, в 2021 году экспорт продукции из Украины в РК составил $489 млн, импорт из Казахстана – $872,2 млн.

Традиционно украинские компании везли в Казахстан мясо и птицу, мороженое, сыры, кондитерские изделия, лекарства, оборудование для сельского хозяйства и др.

Однако в 2022 году наметился значительный спад: экспорт из Украины снизился на 33,3%, до $293,4 млн, а импорт — почти на 40%, до $515,5 млн. За январь - июль 2023 года эти же значения составили $151,9 млн и $197 млн соответственно.

– Из-за большой войны Украина должна была переориентироваться на транспортировку товаров по суше, понадобились разрешения на работу украинских перевозчиков, – объясняет Надежда.

Чтобы обогнуть территорию РФ, продукция украинских производителей едет через Румынию, Болгарию, Турцию и Азербайджан или Грузию.

– Основная трудность сейчас – это доставка товара, – констатирует собеседница. – Драматические изменения в логистике привели к тому, что многим производителям просто невыгодно продолжать работать на этом рынке. Многим пришлось покинуть рынок из-за скачков курса доллара, а некоторым – и по причине потери производственных площадок в Украине, которые расположены в зонах боевых действий.

Однако логистика — не единственная проблема. Отвечая на вопрос, с какими трудностями сталкиваются украинцы на рынке РК, Надежда говорит о работе с дистрибьюторами: хромает платежная дисциплина, качество покрытия дистрибьютором каналов продаж, обеспечение представленности ассортимента, маркетинговая поддержка.

Кроме того, в двух странах есть отличия в отношениях с ретейл-сетями.

– В Украине современная розница – одно из самых развитых и продвинутых направлений в бизнесе, уже более 10 лет сети конкурируют в плоскости клиентского опыта.

Основное отличие в том, что торговые условия в Украине формализированы во всех сетях, а в Казахстане даже в таких крупных сетях, как Magnum и Small, они могут значительно отличаться в зависимости от категории, самого продукта и его потенциала на рынке, – объясняет Надежда.

Надежда Бадер-Баер
Надежда Бадер-Баер
ФОТО: личный архив

Тем не менее, по мнению Бадер-Баер, украинские производители с большой надеждой смотрят на маркетплейсы Казахстана, потому что онлайн-торговля дает доступ ко всем потребителям в Казахстане.

– Службы доставки после коронавируса активно развиваются. Также в Казахстанее менее разбалованный клиент – он не ожидает доставку товара в тот же день или на следующий, – раскрывает она все карты. – Поэтому верю, что для украинских производителей маркетплейсы станут отличным решением вопроса выхода на новый рынок.

Что касается сегодняшней ситуации, то, по данным компании Satu.kz, на этом маркетплейсе работает около 300 украинских продавцов с ассортиментом до 100 тыс. товаров. «Почему так мало? Главная причина – дорогая и долгая доставка. Около пяти лет назад мы даже проводили эксперимент: пригласили на Satu.kz продавцов из украинского маркетплейса Prom.ua и привлекли где-то 360 предпринимателей. Тогда же «Укрпочта» и «Казпочта» приступили к подготовке удобного логистического решения, где обещали доставку с Украины за 5 дней и даже наложенным платежом, – рассказали в пресс-службе Satu.kz. – Однако это решение все равно работало с задержками и было менее выгодным, чем покупка на месте. Поэтому часть привлеченных нами продавцом не продолжили сотрудничество».

Пока не будет удобного, быстрого и дешевого логистического решения, формат В2С для украинских продавцов на Satu.kz не будет иметь больших перспектив, делают вывод в пресс-службе маркетплейса. «А вот В2В-продажи – более устойчивые к срокам доставки и оплатам – все же потихоньку растут, – отметили в компании. – Более того, мы видим, что украинские компании имеют запрос на расширение рынка сбыта, а Казахстан для этого прекрасно подходит. Тем более что сейчас в Казахстане средний чек где-то на 50% больше, чем в Украине. Поэтому мы уже видим повышенный спрос от украинских компаний и ожидаем в ближайшее время увеличение количества продавцов».

Большие перспективы для украинских товаров, по данным Надежды Бадер-Баер, есть в канале HoReCa – от средств бытовой химии и личной гигиены до текстильной продукции. «Кроме того, мы видим перспективы в бьюти-индустрии: казахстанские женщины заботятся о своей красоте и поэтому оценят органическую и аптечную косметику, разработанную украинскими медиками. Многие украинские бьюти-бренды доказали свою востребованность в Европе, уверена, что в РК на них также будет высокий спрос», – говорит она. Также застройщики из РК интересуются стройматериалами: от сухих смесей до отделочных материалов.

Планы на этот год достаточно амбициозные, продолжает Надежда, – открытие торгового дома, который станет универсальной площадкой для украинских производителей и партнеров в Казахстане.

В задачи торгового дома будет входить организация украинских производителей с партнерами на рынке РК (ретейл, маркетплейсы, сервисы, инвесторы), подготовка аналитических отчетов по отраслям рынка, организация торговых миссий по различным нишам рынка, поиск заинтересованных партнеров со стороны Казахстана, проведение ивентов и других мероприятий, направленных на развитие торговых отношений между Украиной и Казахстаном.

«В декабре при поддержке Торгово-промышленной палаты Украины и партнеров в Казахстане мы планируем провести Форум украинско-казахстанского сотрудничества, – заключает Надежда, – на котором обсудим самые актуальные вопросы делового и культурного сотрудничества между нашими странами».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить