На правах рекламы

Ситуацию с ГСМ в Казахстане держат под контролем

10346

Эксперты полагают, что ежегодной ситуации с дефицитом топлива в этом году не будет

Фото: tenge.me

Каждая посевная в нашей стране бьет не только по аграриям, но и по всем потребителям горюче-смазочных материалов (ГСМ). Однако в нынешнем году есть уверенность, что этого не случится. Возможно, одна из причин – укрупнение бизнеса в этом секторе, либо в правительстве учли весь прошлый опыт и отработали механизмы урегулирования рынка опта и розницы топлива. Эксперты поделились своим мнением по поводу топливной составляющей экономики страны.

Как известно, до 1 июля установлены предельные цены регулируемых нефтепродуктов в Казахстане: 89 тенге за 1 литр бензина марки АИ-80 и 99 тенге за литр АИ-92/93, дизельного топлива – 99 тенге. Министерство трижды с декабря прошлого года снижало ценовую планку для ГСМ. Более того, Шымкентский нефтеперерабатывающий завод, который необходимо было остановить  на плановый ремонт еще осенью прошлого года, провел остановку с 20 марта по 26 апреля. Однако и этот фактор не повлиял на наполненность рынка топливом. При этом, что характерно, в других секторах экономики цены никто не снижал…

Галим Хусаинов, генеральный директор компании «BRB Invest LLP»:

– Снижение цен на топливо обусловлено мировой конъюнктурой, но нужно понимать, что зависимость тут не прямо пропорциональная. Это связано с тем, что переработка и транспортировка нефти, которая включается в стоимость бензина и дизтоплива является условно постоянным расходом на тонну нефти. Также система налогообложения нефтяной отрасли имеет прогрессивную шкалу, то есть, чем выше цена, тем выше доля налогов в ней. До июля обозначили такую планку, так как ориентируются на мировые цены. Если они останутся в таком же диапазоне, то и цены на внутреннем рынке останутся неизменными.

Если говорить о некоей топливной составляющей во многих отраслях экономики, то после проведения корректировки курса в феврале 2014 многие компании не поднимали цены, так как их сдерживали административно, поэтому после удешевления ГСМ они только вернулись к обычной норме рентабельности. Также нужно понимать, что расходы на топливо в общей системе затрат занимают не такую большую долю – не более 3-5%, поэтому снижение цен ГСМ не сильно влияет на ценообразование.

Мы как-то с Жарасом Ахметовым (экономист, директор ТОО «Oil Gas Project». – F) делали прогноз по ценам на нефть на этот год. Так вот, по нашим прогнозам, в этом году цена на нефть будет в диапазоне $45-65 за баррель. Обусловлено это большим предложением нефти на мировых рынках, в том числе за счет сланцевой нефти, слабым ростом спроса со стороны развивающихся стран и возможными отменами санкций в отношении Ирана. ГСМ, соответственно, останется на том же уровне, однако при условии, если тенге будет стабилен и не будет корректировки курса по отношению к доллару США. Товары и услуги также будут зависеть от курса тенге. Если не будет ослабления нашей национальной валюты, то стоимость товаров и услуг останется в пределах прошлого года.

Сергей Смирнов, аналитик нефтегазового рынка:

– Когда повышают цены на транспорт, обычно объясняют это ростом цен на топливо. В нашем же случае произошло снижение топливной составляющей, причем значительное: было 128 тенге, теперь – 99 тенге за литр. Но все осталось по-прежнему. Ни общественность, ни правительство никак на это не реагирует. Кто заработал от снижения цен? Оптовики потеряли маржу, розница тоже, а увеличили прибыль транспортники.

По идее, поскольку было значительное снижение цен на топливо, должны были снизить и цены на авиабилеты, но ничего такого не произошло. То же самое и по ценам на другие транспортные услуги. Насколько я знаю, в Астане повысили проезд в общественном транспорте до 90 тенге, только в Талдыкоргане было некоторое снижение.

Власти должны на это реагировать. Конечно, транспортные услуги сложнее регулировать так же, как регулируются три вида топлива (АИ-80, АИ-92 и дизтопливо). Но правительство не рассматривало постановления по снижению цен на железнодорожные перевозки. Сам же монополист никогда не снизит свой тариф.

Олег Егоров, доктор экономических наук, профессор института экономики министерства образования и науки РК:

– Цена на ГСМ снижалась из-за определенных факторов. Поэтому сейчас мы видим: несмотря на то, что стоимость дизельного топлива установлена на уровне 99 тенге за литр, его могут продавать и по 95 тенге. Все зависит от того, кто реализует и насколько серьезная у компании база. В целом же одной из основных причин стабилизации и регулируемости рынка стало укрупнение его игроков. Дело в том, что если раньше у нас было пять компаний, которые имели право закупать топливо за пределами Казахстана, то сейчас этот перечень сузился.  

Если же говорить об уже начавшейся посевной, то тут будут четко соблюдаться задания президента, кабмина, всех министерств, связанных с поставкой горючего и его дальнейшим использованием. Уже четко зафиксирована цена для сельхозпроизводителей, и она будет держаться вплоть до окончания работ по сбору урожая осенью. Причем даже при условии, что в июле будет установлена другая ценовая планка.

Что касается цен на топливо вообще, то они рассчитываются по очень сложной формуле, в которую ежедневно должны вноситься коррективы мировых рынков нефти. Пока мы таких расчетов не осуществляем, мы подвергаем систему ценообразования стихийному фактору.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить