Пора закупаться бумагой? Как в РК меняются цены на товары для офиса

8969

Они уже не вернутся к тому уровню, какими были до февраля 2022 года

ФОТО: © Depositphotos/SeventyFour

Серьезные изменения в жизни офисов в Казахстане начались в начале 2020 года, когда компаниям пришлось отправить сотрудников на удаленную работу. Некоторые и вовсе приостановили свою деятельность, отказались от содержания офисов, перейдя в онлайн, что привело к ряду необратимых последствий. CEO Office Expert Руслан Мукашев рассказывает об экономике содержания офиса в условиях постпандемии и валютной волатильности и дает прогнозы о возможном дефиците товаров для конечного потребителя с начала осени этого года.

Основное оборудование для офисов, также, как и канцтовары, Казахстан ввиду отсутствия собственных производств, поставляет из России. По информации finprom.kz, в структуре товарооборота доля импорта составляет 70,8% от товарооборота РК с РФ. В условиях санкций российский рынок канцелярских товаров сокращается – заводов, производящих конечный продукт и составляющие, на территории России также не хватает.

Руслан Мукашев
ФОТО: личный архив
Руслан Мукашев

Руслан, как история с пандемией, а затем и санкции против России повлияли на экономику содержания офисов в Казахстане?

Предлагаю начать с самой чувствительной темы и лидера продаж – бумаги. По нашим данным, цена в этом году на нее подскочила сначала до 3 500, а потом откатились до 2 900, а сейчас составила в среднем 2 400 тенге за пачку. Цена не вернулась к старым значениям – 1 600 тенге, потому что случилась инфляция. Высокая стоимость рубля также не позволяет бумагу, которая производится в России, продавать по прежним ценам. Цена на бумагу уже не вернется к тому уровню, какой была до февраля 2022 года. Что делают компании? Активно переходят на электронный документооборот, оптимизируют расходы двусторонней печатью и в целом оптимизируют потребление бумаги, стараются не печатать что-то лишнее.

Спрос на бумагу с начала 2022 года сократился на 17–20%, потребление электроники упало на 6%, а картриджи упали на 44%.

И это связано с дефицитом.

Сегодня мы абсолютно не испытываем проблем с поставками, но видим, что роста потребления нет в реализации так называемого отложенного спроса. Вероятно, компании в какой-то мере изменили свое отношение к культуре потребления.

Несмотря на падение спроса на бумагу, мы наблюдаем достаточно высокий спрос на технику и картриджи.

Насколько выросли цены на товары для офиса в связи со всем этим?

– В среднем в первом полугодии 2022 года (по отношению к аналогичному периоду 2021 года) прирост затрат составил 38%. Этот процент в большей степени отражает реальную инфляцию цен на офисные товары.

Сложности в производстве бумаги неизбежно отражаются на стоимости. По информации поставщиков нашего сервиса в Казахстане, рост цен на бумажную продукцию начался после заявления финской химической компании о прекращении поставок в Россию хлората натрия – с его помощью отбеливается целлюлоза для производства белой бумаги. Со второй половины марта стали недоступны и другие обязательные для производства зарубежные компоненты. На текущий же момент ситуация стабилизировалась. Российские предприятия уже разработали альтернативную технологию производства, ведут переговоры с сырьевыми партнерами из Китая, Турции и Индии.

Удорожание товаров из бумаги или картона в среднем составило от 10–50%, а увеличение цен на пластик — от 20 до 100%. Главные причины поднятия цен на канцелярские товары у поставщиков те же — курсовая разница с рублем и инфляция, которая составила порядка 15%. Еще один немаловажный фактор в марте повлиял на рост стоимости канцтоваров в Казахстане – это временное приостановление отгрузки некоторого ассортимента по российскому постановлению № 312. Тогда приостанавилась отгрузка ножниц, ножей, калькуляторов, линеек, циркулей, луп, металлической продукции и красок. Чуть позже, в мае, в РФ вышло новое постановление № 850 о смягчении правил отгрузки, и были разрешены запрещенные ранее к вывозу за пределы России товары.

Пора закупаться бумагой?

– Во времена острого дефицита бумаги на этот вопрос мы рекомендовали следить за потреблением бумаги, не покупать бумагу впрок, потому что во многих точках продаж цена по-прежнему необоснованно завышенная.

Как изменилось поведение клиентов в закупках товаров для офиса в целом? Поменялась ли структура спроса?

– Да, значительно. Если анализировать доковидное время, я бы взял первое полугодие 2019 года по отношению к аналогичному периоду 2022 года. Тут видно следующее: потребление бумаги и канцелярии снизилось на 19–21%. При этом казахстанские компании стали больше заказывать продовольственных товаров – спрос вырос на 30%. Покупают воду, чай/кофе и сопутствующие товары к напиткам: сахар, молоко, сливки. Также есть рост в конфетах, печенье, снеках. Казахстанский потребитель стал больше заботиться о здоровье: вырос спрос на подставки под поясницу, ноги, мониторы и защитные напольные покрытия. Последовательный рост в общей структуре составил +19%.

Важно правильно понять, что это именно изменение внутри структуры заказов, а не отражение инфляции.

Прогнозируете ли вы дефицит товаров для офиса?

– Мы знаем о том, что из-за санкций в России определенные торговые марки испытывают проблемы с производством продуктов питания, бытовой химии и бумажной продукции. Произведенного объема товаров даже за рубежом просто может не хватить. Этот год с точки зрения производства и дистрибуции товаров сложен для всего региона ЕАЭС. Следовательно, возникнет дефицит, и цены на товары для офисов в сентябре могут подняться. Вероятность в каком именно процентном объеме, к сожалению, очень сложно просчитать.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить