Отчего одни сети супермаркетов уходят из РК, а другие развиваются

31840

Об этом обозреватель Forbes.kz поговорила с владельцам сетей и экспертами

Фото: © Depositphotos.com/ginasanders

На рынке продуктового ретейла Алматы происходят изменения, которые не мог не заметить любой горожанин. В этом году в городе появились вывески с давно всеми знакомыми названиями супермаркетов, но с дополнением - «express».

В середине июня в Алматы запустили новый формат магазинов шаговой доступности Magnum Express, расположенные в густонаселенных районах мегаполиса. Новый формат предполагает меньший ассортимент товаров и торговую площадь, которая варьируются в пределах от 500 до 1500 кв. м. Ранее Forbes.kz сообщал, что самый крупный казахстанский продуктовый ретейлер Magnum начал поглощать конкурентов.

В это же время «Рамcтор» начал открывать магазины нового формата - минимаркеты с торговой площадью не более 600 кв. м.

В апреле были открыты два супермаркета «Арзан», и было объявлено о запуске сети магазинов у дома под этим же брендом.

Летом 2017 с рынка окончательно ушли гипермаркет Green Mart и Carrefour. Первый частично выкупил Magnum, а второй просто ушел с рынка после менее полутора лет работы в Казахстане. При этом на рынке периодически появляется информация о выходе на рынок новых игроков.

Обозреватель Forbes.kz решила поинтересоваться у игроков рынка и экспертов, какие изменения ждут продуктовый ретейл, и с чем они связаны.

Махмуд Шадиев.
Фото: Андрей Лунин
Махмуд Шадиев.

В 2015 в интервью Forbes Kazakhstan учредитель компании ТОО «Немецкий двор» с магазинами «Беккер» Махмуд Шадиев рассказал, что собирается развивать свою сеть в регионах республики. Однако реализацию этих планов, как он признался, пришлось отложить.

- Ввиду того, что макроэкономические показатели по стране неоднозначные, наша стратегия была немного скорректирована. Мы вынуждены были отказаться от плана по агрессивному захвату регионов РК. Сейчас мы сконцентрированы на Астане. И как только наша сеть в столице будет развита, мы начнем заходить в ближайшие к ней города, - поделился планами Махмуд Шадиев.

На данный момент в Астане у компании функционирует 12 магазинов. «Беккер» намерен и далее расширять свою сеть в столице.

- Нам не так важно количество точек и покрытие, для нас главное, чтобы наши магазины вышли на рентабельность и окупились. Запуск новых магазинов обходится дорого и необходимо время, чтобы они окупились. Думаю, что к концу этого года программа по Астане будет завершена, и мы пойдем в близлежащие к столице города, - рассказал Махмуд Шадиев.

Александр Гарбер .
Фото: Андрей Лунин
Александр Гарбер .

Основатель, крупнейший владелец и руководитель розничной сети Magnum Cash&Carry Александр Гарбер также нацелился на регионы после освоения столиц.

- Мы собираемся развивать сеть в регионах, но пока весь фокус - на Астане и Алматы. А с получением финансовых инструментов - дешевых длинных денег - мы можем себе позволить агрессивную экспансию в регионы. Мы уже ведем переговоры с финансовыми институтами, - рассказал он. - В ближайшие 2-3 года я не ожидаю нашествия крупных российских сетей в Казахстан. У них масса планов и непростая ситуация внутри России. Кризисные явления там продолжаются, и пока их фокус находятся на внутреннем рынке, хотя они присматриваются к нашему рынку. Мы должны использовать этот вакуум и максимально наращивать уровень и темпы развития.

Пока у сети Magnum Cash&Carry это очень хорошо. Последние годы компания растёт на 30-40% в год. 2017 год для компании, по ожиданиям руководителя Magnum Cash&Carry, будут рекордным, и розничная сеть продемонстрирует 50%-й рост. То, что компании удастся достичь таких показателей, говорят итоги деятельности за первый квартал 2017.

- Итоги первого квартала обнадеживающае, и я надеюсь, что это первые шаги долгосрочного тренда на рост. Покупательская способность медленно растет, нужно понимать, что это плавные инерционные процессы, которые, я надеюсь, станут устойчивыми, - отметил Александр Гарбер.

Раимбек Баталов.
Фото: Серикжан Ковланбаев
Раимбек Баталов.

О положительном тренде, в продуктовом ретейле говорит и глава Raimbek Group Раимбек Баталов, который владеет сетью гипермаркетов «Арзан».

- Наша выручка растёт. Мы не получили тех результатов, которых хотели, но мы не рассчитывали на девальвацию. Между тем, мы себя уверенно чувствуем и начинаем развивать супермаркеты и магазины у дома под брендом «Арзан», - сообщил он.

Раимбек Баталов объяснил, почему владельцы сетей гипер- и супермаркетов засобирались в новые для себя сегменты.

- У людей нет времени, чтобы тратить его на поездку в гипермаркет. Мы этот тренд чувствуем, и потому в этом году откроем первый магазин «Арзан»  у дома, - поделился он планами.

Глава Raimbek Group также рассказал о причинах, по которым некоторые супермаркеты уходят с рынка. Одна из них - специфика казахстанского рынка ретейла. Здесь речь идет о большой территории страны и маленькой плотности населения. Эти особенности, по словам Раимбека Баталова, не дают возможности международным ретейлерам использовать отработанные на других рынках бизнес-процессы, а разработать новые в крупных компаниях непросто.

Другим фактором стала девальвация. Бизнесмен напомнил, что большинство товаров, представленных в наших магазинах, импортные, и снижение курса нацвалюты привело к значительному росту цен на продукты. И, как следствие, снижению покупательской способности граждан. Более того, большинство гипермаркетов имеют кредиты, и девальвация усложнила их погашение.

Еще один фактор, оказавший влияние на казахстанский ретейл - это отечественные производители, которые не всегда могут обработать, упаковать и транспортировать свою продукцию.

Роман Скороходов.
Роман Скороходов.

А вот генеральный директор Watcom Group Роман Скороходов основной проблемой казахстанского продуктового ретейла считает то, что у Magnum есть преимущества у дистрибьюторов. Данная ситуация создает монополизацию ретейла, ограничивая условия для свободной конкуренции, что, естественно, тормозит развитие индустрии.

- По данным исследований, магазины у дома имеют товарооборот до 87%, это очень перспективная ниша, поэтому ее выбор вполне оправдан, - подчеркнул он.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить