Почему казахстанский рынок не интересен российским торговым сетям

13703

Они, скорее, заинтересованы в увеличении продаж казахстанских товаров. Причём готовы расширить как число казахстанских поставщиков, так и линейку продукции. Об этом Forbes.kz рассказал основатель Retail Detail (Россия), директор по развитию созданного 28 июня Международного альянса ретейлеров Сергей Леонов

Сергей Леонов
Фото: архив пресс-службы
Сергей Леонов

F: Сергей, 28 июня было заявлено о создании Международного альянса. В чем необходимость такого объединения?

- Вообще всё, что делают ретейлеры и производители - они делают для покупателей. Соответственно, интерес продиктован самими покупателями. Покупателю всегда интересны две вещи: это ассортимент товаров и более низкая цена на него. По сути, альянс помогает решать эти два вопроса.

Альянс - это единая база данных производителей: Казахстана, России, Беларуси, Украины, Европы, разных стран, и каждый ретейлер, который входит в альянс, имеет доступ к этой базе данных. Они видят в рамках классификатора все товары, которые производят эти производители. Например, если им нужно масло сливочное солёное, они могут найти всех производителей, которые могут довезти до ретейлера это масло.

Ретейлеры, которые входят в альянс, объединяют свои усилия в переговорах с производителями, букируя для них определённые закупки товаров. Таким образом получают более низкую цену, которая отражается на полках для покупателей.

F: Если говорить о перспективах рынка - казахстанский рынок перспективен для сетей России?

- Торговым сетям - нет, это невыгодно. Но торговые сети российские, во всяком случае которые входят в альянс, и не собираются заходить на казахстанский рынок.

История заключается в некоей десинхронизации, в некоем обмене. Например, российским производителям интересны казахстанские товары. Они создают определённую уникальность, они достаточно качественные и дешёвые.

Ретейлерам Казахстана, судя по полкам, которые сейчас существуют в магазинах, интересны российские продукты. И не только российские, но и белорусские, и других стран. К сожалению, проникновение российского товара сюда происходит не через производителей напрямую в сети, а через дистрибьюторов, которые имеют достаточно высокую маржу, она доходит до 40%. Альянс дает возможность ретейлерам Казахстана получать товар от производителей на 40% дешевле. И для покупателя это потрясающая выгода. Альянс не идет в экспансию, не открывает свои сети в других странах. Это лишь объединение, которое позволяет увеличивать торговлю товарами, если речь идёт о производителе, и делиться технологиями, если речь идет о ретейлерах.

F: Почему рынок Казахстана не рассматривается российскими сетями? Из-за небольшой ёмкости, маленького населения?

- Здесь есть несколько причин. Например, в Литве меньше людей живет, однако там есть рынок, и там есть все сети, не только литовские. В каждой стране есть свой фактор и свои причины.

В Казахстане я бы видел причины в четырёх проблемах. Первая - страна большая, население для этой страны маленькое. При этом урбанистически оно сконцентрировано в нескольких городах. Из 18 млн человек три, может быть, четыре миллиона живёт в этих городах, остальные 14 млн живут в сёлах, небольших городах. Соответственно, возникает вопрос логистики.

Вторая проблема - это покупательская способность. У людей, работающих в городах, покупательская способность выше, чем у других. А это - уже другие форматы, и отсутствие хорошей логистики не даёт возможности проникать именно в большое население.

Третья проблема. Надо сказать, что в мире остаются зарегулированными ещё ряд стран, в том числе Россия и Казахстан. Соответственно, развитие свободной экономики, свободных сетей упирается в ряд законов, которые отчасти регулируют. А любое регулирование сдерживает развитие. Я не говорю, что это плохо, я говорю, что регулирование сдерживает. К сожалению, и в России, и в Казахстане это регулирование немаленькое.

И четвёртая причина - это неразвитое производство. В России почти 20 лет назад началась организация сетей. И мы все тогда столкнулись с одной проблемой: количество производителей товаров в России, которые могли поставлять какие-то приличные объёмы, в то время было - тысяча производителей на всю эту огромную страну. Сейчас ситуация поменялась, но не сильно - в нашей базе альянса российских производителей более 4 тысяч. То есть за 20 лет количество производителей выросло в 4 раза. Проблема Казахстана примерно аналогичная - количество производителей очень ограничено. И казахстанцам приходится искать новые товары в других странах, чтобы наполнить полки и сделать ассортимент для покупателей. Конкуренция среди производителей тоже должна каким-то образом мотивироваться, чтобы количество производителей было больше.

F: Если говорить о перспективах казахстанского рынка - вы их видите?

- У казахстанского рынка будет огромный рост. Он не будет взрывным, но в ближайшие лет десять это будут новые формы торговли, большее количество магазинов, будут появляться новые сети, может быть, будут приходить другие сети. К сожалению, для казахстанского покупателя сейчас магазинов очень мало. И цены могли бы быть более конкурентоспособными. Именно в этом направлении и будут двигаться сети - большее количество сетей, магазинов будет возникать, будет больше появляться импортного товара, если Казахстан не будет генерить своих производителей.

F: Казахстанские производители заинтересованы в выходе на российские рынки. Но если смотреть объективно - у них не настолько большие объёмы в сравнении с российскими конкурентами. Да и для «завоевания» рынка - тем более.

- Для производителей - да, рынок России перспективный. Это возможность больше производить. Казахстанский ретейл не может открыть много магазинов для того, чтобы продать то, что производится. Поэтому производители ищут новые рынки.

Мы тоже не просто так приходим в Казахстан. Российские сети, входящие в альянс, заинтересованы в казахстанских товарах. В прошлом году у нас был тест - мы заводили в сети альянса казахстанских производителей. Немного, компаний 5-6. И всё неплохо мы продали. Но это был наш первый опыт. Российским покупателям понравился этот продукт, поэтому мы здесь.

F: Какие это продукты?

- Это напитки, бакалея, средства гигиены, парфюмерия, косметика, бытовая химия. Сейчас казахстанские производители предлагают нам неплохие ценовые условия. Возможность бестаможенно провозить товар из Казахстана делает очень низкую входную себестоимость в магазины этого товара. Притом что у казахстанских товаров есть, на наш взгляд, очень приличный уровень качества. В России товара некачественного огромное количество.  И сегодня российский потребитель требует выбора, он требует более здорового продукта. Вода, напитки, бакалея, кондитерские изделия в Казахстане - те, что мы пробовали, это качественный продукт.

F: Российские (и не только) производители активно заходят на казахстанский рынок, и мы видим, что местное производство нередко оказывается неконкурентоспособным по цене. Поэтому часто звучат призывы ограничить импорт той или иной продукции на рынок Казахстана.

- К сожалению, это ни к чему хорошему не приведёт. Если государство будет смотреть в части ограничения, это не будет вызывать конкурентоспособность, инициировать изменение производителей в лучшую сторону. На примере России: ограничили через эмбарго ввоз многих импортных товаров, например сыров. Все мы знаем качество французских сыров. В России их нет, запрещены для ввоза. Возникла такая история импортозамещения: россияне стали производить, действительно, сыры. Но невозможно же произвести за пять в РФ лет то, что делалось 600 лет во Франции! Соответственно, сыр другого качества. Но стоимость его такая же, как французского с импортными пошлинами. Что мы получили? Мы получили сыры не совсем хорошего качества в пять раз дороже. Так что эмбарго - это не хорошо для производителя.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить