Почему «Эйр Астана» против нового терминала аэропорта Алматы

18505

Об этом на пресс-конференции в южной столице рассказали руководители воздушной гавани

Фото: Олег Спивак

В понедельник, 15 мая, с казахстанскими журналистами встретились руководители АО «Международный аэропорт Алматы» («МАА») и рассказали о проблемных и перспективных вопросах развития компании.

Президент АО Айбол Бекмухамбетов вкратце подвел итоги работы в предыдущем году: аэропорт Алматы уверенно закрепил статус крупнейшего в Казахстане и в Центральной Азии, обслужив в 2016 4,8 млн пассажиров. В нынешнем году планируется обслужить уже более 5,5 млн пассажиров, или в среднем 160 вылетов самолетов в сутки. Ежегодно аэропорт платит более 3 млрд тенге налогов, по итогам 2016 воздушная гавань заработала около 2,5 млрд чистой прибыли.

Сегодня здесь проводится работа по строительству нового здания для цеха бортового питания, VIP-терминала для бизнес-авиации. Начата и в ноябре будет закончена реконструкция одной из двух взлетно-посадочных полос, после чего пропускная способность аэропорта вырастет с 13 до 20 взлетно-посадочных операций в час. Как сообщил г-н Бекмухамбетов, по производственным показателям алматинские воздушные ворота входят в десятку лучших аэропортов СНГ, по экономическим показателям порт второй год подряд попадает в первую сотню крупнейших аэропортов мира.

Айбол Бекмухамбетов.
Фото: Олег Спивак
Айбол Бекмухамбетов.

- Наряду с положительными сторонами нашей работы имеются и недостатки. Мы ежедневно мониторим интернет-порталы, прессу, встречаемся с представителями авиакомпаний. Мы в курсе всех высказанных жалоб и нареканий в наш адрес и по горячим следам пытаемся устранять недочеты, - заверил Айбол Бекмухамбетов. - Большинство негативных замечаний возникают из-за недостатков в общепите, частном извозе, а также по ограниченности терминальных площадей. Сегодня мы активно работаем над этими вопросами. И надеемся навести здесь порядок.

Так, например, чтобы решить проблемы с приставанием таксистов к пассажирам, аэропорт привлек три официальные службы такси. В прочем, это помогло лишь частично – со временем и некоторые водители «официалов» стали приставать к прилетающим. И даже были случаи, когда водители этих таксопарков намеренно наезжали на ноги представителям службы безопасности аэропорта.

Теперь в аэропорту поменяется место стоянки официальных такси. А на выходе из здания, как в других больших аэропортах мира, будет стоять координатор со свистком. Он будет регулировать движение такси, которые теперь будут подъезжать и обслуживать пассажиров в порядке живой очереди.

Что касается наболевшей темы – цен в кафе аэропорта – тут руководство развело руками и еще раз подчеркнуло, что не может влиять на ценообразование в общепите.  Тем более, что часть площадей в аэропорту было выкуплено в частную собственность давным-давно.

Была поднята и проблема загрузки аэропорта. Руководители рассказали: по расчетам воздушная гавань может обслуживать около 14 млн пассажиров в год, а потому сейчас загружена всего на 30%. Другое дело, что из-за неравномерности распределения рейсов в течение суток в некоторые часы (ночью и утром) наблюдается столпотворение, а в некоторые аэропорт пустует. И тут ничего не поделаешь – так удобно летать авиакомпаниям.

Отсюда у журналистов возник вопрос: почему аэропорт не достраивает уже возведенный каркас нового терминала?

Кобланды Тумышев.
Фото: Олег Спивак
Кобланды Тумышев.

- Недостроенный терминал мы законсервировали в 2010 году, когда в аэропорт пришла наша команда, - рассказал первый вице-президент АО «МАА» Кобланды Тумышев. - Дело в том, что предыдущее руководство аэропорта, когда приняло решение строить этот терминал, спроектировало его как здание для международных вылетов. А существующий терминал предполагалось оставить для местных рейсов. С этой концепцией в итоге не согласились в «Эйр Астане».

Дело в том, что у этой авиакомпании одни и те же самолеты используются как для внутренних рейсов, так и для международных. И вот, например, прилетит их самолет из Актобе, а через полтора часа ему надо улетать в Пекин. Значит, самолет надо будет перебазировать из одного терминала в другой. Для этого лайнеру надо будет пересечь две работающие взлетно-посадочные полосы. То есть, инфраструктура аэропорта, которой будет пользоваться «Эйр Астана», будет находиться с одной стороны взлетно-посадочной полосы, а новый терминал – с другой. Президент «Эйр Астаны» Питер Фостер назвал эту ситуацию «катастрофой». Он привел пример: некоторые аэропорты мира, например, Манилы и Бомбея, оказались в такой же ситуации и до сих пор не могут оправиться и наладить свою работу, потому что полосы мешают.

По словам спикера, несколько лет назад аэропорт нанял немецкую проектную компанию, которая провела аудит недостроенного терминала. Зарубежные эксперты пришли к выводу: лучше снести недостроенное здание и на его этом построить комбинированный терминал сразу с международными и внутренними вылетами. Это было бы гораздо удобней и национальному перевозчику, и другим авиакомпаниям.

Недостроенный терминал аэропорта Алматы.
Фото: © Depositphotos.com/mahoks
Недостроенный терминал аэропорта Алматы.

Но почему аэропорт не берется за новую стройку?

- В 66 пункте послания президента «100 шагов» сказано о строительстве нового аэропорта вблизи Алматы. И это «вблизи» пока не дает нам возможности расширяться. Почему? Дело в том, что из Сингапура, Кореи и Катара уже возникали желающие построить с нуля новый аэропорт (под Капчагаем или в Жетыгене. – F), но при условии, что существующий будет закрыт. Если это произойдет, то какой нам смысл затевать расширение существующего терминала? – задался вопросом Кобланды Тумышев. - Допустим, мы потратим на это $120 млн, а в следующем году правительство начнет строить новый аэропорт. Значит, наши инвестиции не окупятся и уйдут в никуда. А бизнесмены так не поступают. Поэтому мы ждем, когда правительство поставит точку в этом вопросе.

С другой стороны, заявил спикер, расширение действующего аэропорта неизбежно приведет к удорожанию услуг воздушной гавани, а, следовательно, и авиабилетов.

- Новую пристройку надо будет обогревать, освещать, кондиционировать. За все придется платить. Еще большой вопрос, что все пассажиры согласятся с этим - резюмировал собеседник.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить