Питер Фостер прокомментировал покупку самолётов Boeing 737 MAX

26200

В среду, 11 декабря, президент авиакомпании «Эйр Астана» встретился с журналистами и подвёл итоги уходящего года

Питер Фостер
ФОТО: Андрей Лунин
Питер Фостер

Предваряя встречу, Питер Фостер заявил, что для него нет запретных тем для разговора и он готов ответить на любые вопросы. Мы приводим наиболее интересные, на наш взгляд, моменты встречи.

О пассажиропотоке и FlyArystan

- Уходящий год оказался для нас очень насыщенным, и по его итогам мы планируем перевезти 5 млн пассажиров, - заявил президент авиакомпании «Эйр Астана», явно пребывая в приподнятом настроении. - Такой объём пассажироперевозок будет зафиксирован впервые в истории авиакомпании. Наибольший прирост произошёл на внутренних рейсах благодаря моим коллегам из FlyArystan.

Начавший работать 1 мая 2019, этот лоукостер, пока находящийся в структуре «Эйр Астаны», на трёх самолетах уже перевёз более 700 тыс. пассажиров, а билетов на его рейсы было продано более 800 тыс., причём половина из них - по цене 10 тыс. тенге или ниже. Как сообщает руководство авиакомпании, в среднем пассажиропоток в региональных аэропортах, куда начал летать лоукостер, вырос на 60%. Большая часть пассажиров — молодые люди в возрасте 25-34 года, каждый 10-й пассажир — ребёнок. Средняя загрузка кресел на рейсах FlyArystan — 94-95%, несмотря на сезонность. В начале декабря парк FlyArystan пополнился четвёртым самолётом Airbus A320, 13 декабря он совершит первый международный рейс из Нур-Султана в Москву.

К концу 2020 во флоте лоукостера будет 10 самолетов, а количество маршрутов увеличится до 40. Если сегодня лайнеры FlyArystan выполняют в день 22 рейса, то через год они будут совершать 70 вылетов в день.

О заработке

- Этот год мы планируем закончить с прибылью, причём планируем, что прибыль будет значительно выше, чем в прошлом году, - заверил Питер Фостер.

В 2018, кстати, чистая прибыль «Эйр Астаны» была достаточно скромной — $5,3 млн. Это притом, что общий доход авиакомпании за 2018 вырос на 10% и составил $840,8 млн.

- 2019-й будет 17-м прибыльным годом для авиакомпании из 18 лет её работы (исключение — 2016), - похвастал президент авиакомпании. - Всю чистую прибыль мы предпочитаем направлять на развитие авиакомпании, соответственно, вопрос выплаты дивидендов за этот год я прокомментировать не могу. Отмечу: когда авиакомпания создавалась, в нее было вложено (государством в уставной капитал) $17 млн. С тех пор «Эйр Астана» заработала $500 млн прибыли и более $135 млн заплатила в бюджет налогов. Считаю, с финансовой точки зрения авиакомпания эффективная.

О флоте

- И с точки зрения обновления флота 2019 год для «Эйр Астаны» выдался весьма успешным, - отметил г-н Фостер. - К нам прибыли четыре лайнера Embraer 190-E2 и четыре самолета семейства Airbus A320 Neo. Одно из самых знаменательных событий для нас было прибытие Airbus A321LR – одного из самых комфортных узкофюзеляжных лайнеров в мире.

Теперь средний возраст лайнеров перевозчика составляет чуть больше 6 лет, что делает парк «Эйр Астаны» одним из самых молодых в мире. В следующем году пополнение тоже планируется: если сегодня флот «Эйр Астаны» включает 36 самолётов, то к концу следующего года их будет 42.

О новых направлениях

- Мы продолжаем открывать новые маршруты, - поведал спикер. - Так, недавно были открыты рейсы в Шарм-Эль-Шейх (из Нур-Султана и Алматы) и Бодрум (из Алматы), а также были увеличены частоты полётов по многим маршрутам.

В будущем году, в июне, «Эйр Астана» планирует открыть прямой рейс из Алматы в Париж на новом Airbus A321LR. Также будет открыт рейс из Казахстана в Мумбай (Индия). Много рейсов откроет FlyArystan, но пока их не называют.

О зарплатах летчиков

Журналисты на встрече передали руководству авиакомпании жалобу одного из бывших пилотов, который посетовал, что казахстанский перевозчик платит мало по сравнению с другими мировыми авиакомпаниями.

- 1 сентября 2019 у казахстанских пилотов было значительное повышение зарплат. Их оклады на данный момент являются конкурентоспособными по сравнению практически со всеми международными перевозчиками, - ответил Питер Фостер. - С момента этого повышения у нас ещё не было ни одного случая увольнения пилота. Наоборот, те пилоты, которые ушли к другим региональным и международным перевозчикам, теперь пишут заявления, чтобы вернуться в «Эйр Астану».

Конечно, если брать таких перевозчиков, как Lufthansa, KLM и Air France, то там у летчиков зарплаты больше, чем у любого нашего сотрудника. Но мы сравниваем зарплаты пилотов не ними, а со всеми другими перевозчиками. И отмечу, что заработки наших пилотов вполне конкурентные.

О новом собственнике аэропорта Алматы

Forbes.kz напомнил Питеру Фостеру о смене собственника аэропорта Алматы и поинтересовался: учитывая непростые взаимоотношения авиакомпании и воздушной гавани, какие у него ожидания от новых владельцев аэропорта?

- Личных отношений с руководством аэропортов у нас нет, мы больше ведём работу по инфраструктуре, - ответил собеседник. - За те 15 лет, что я работаю в Казахстане, в аэропорту Алматы не было никакого расширения пропускной способности, а это является ограничивающим фактором развития для всех авиакомпаний, не только для «Эйр Астаны». И не только для авиакомпаний, но и для города и региона.

Нам всё равно, кто является собственником аэропорта. Но нам важно, будут ли они вкладывать в развитие пропускной способности аэропорта.

О Boeing 737 MAX

Конечно же, президента авиакомпании не могли не спросить о недавно объявленной нашумевшей сделке. Напомним, 19 ноября 2019 «Эйр Астана» объявила, что намерена разместить заказ на 30 самолётов Boeing 737 MAX для своего лоукостера. При этом эксплуатация этих лайнеров была временно запрещена из-за двух авиакатастроф.

- Хочу подчеркнуть, что мы эти самолёты ещё не приобрели, а только подписали договор о намерениях, - заверил г-н Фостер. - Фактическая поставка этих самолётов будет полностью зависеть от успешной повторной сертификации данного типа воздушного судна всеми надзорными органами мира. Как вы понимаете, эти органы будут тщательно подходить к вопросу сертификации самолёта. И если эксплуатация этого типа будет возобновлена, вы можете быть уверены, что он будет полностью безопасен.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить