Какова роль Казахстана в Новом Шёлковом пути

И какова важность единого видения на пути к новым возможностям

Новый шёлковый путь может изменить роль Казахстана в Центральной Азии

В сентябре 2013 глава Поднебесной Си Цзиньпин представил видение Китая по вовлечению мира в воссоздание исторического Шёлкового пути в ходе выступления в Назарбаев Университете. Эта программа также известна как «Один пояс – один путь» (ОПОП) или «Инициатива «Пояс и путь». Целью является развитие более тесных экономических связей, углубление сотрудничества и расширение точек развития в евразийском регионе. Эта речь и последующие заявления официально задали предпосылки для создания расширяющейся сети железных дорог, автомобильных дорог, газопроводов и нефтепроводов, портов и городов, а также для инвестиций в современную инфраструктуру для воссоздания успешных древних маршрутов Шёлкового пути, но в соответствии со стратегией XXI века. К началу 2015 стала определяться конкретная стратегия Пекина, когда руководство Китая обрисовало план ОПОП. По странам Центральной Азии запущены земельные реформы — и Казахстан играет ключевую роль.

Железнодорожные соединения между Дуйсбургом и Шанхаем через Казахстан
Железнодорожные соединения между Дуйсбургом и Шанхаем через Казахстан

К 2017 году $186 млрд
К 2022 году $700 млрд

Инвестиции инициативы «Один пояс – один путь» направлены на развитие инфраструктуры трансконтинентальной торговли в Евразии. В долгосрочной перспективе значительная доля торговли между Китаем и Европой может пройти через этот маршрут, почти в два раза быстрее, чем по морю. Для бизнеса в Центральной Азии это означает бесчисленные возможности по капитализации новых торговых путей.

Инвестиции в инфраструктуру и последующие выгоды стали ключевыми факторами роста как для трансконтинентальной торговли, так и для экономики Казахстана

В Казахстане были сделаны значительные инвестиции в укрепление его позиций в качестве транзитного коридора. В том числе более $3,5 млрд в «Хоргос — Восточные ворота», сухой порт на восточной границе с Китаем. COSCO Shipping, один из крупнейших в мире поставщиков логистических услуг, и Lianyungang Port Holdings Group недавно приобрели доли в проекте, тем самым сделав его транснациональным, и предоставив казахстанской стороне возможность выиграть от огромного опыта партнёров.

Другие значительные инвестиции включают железную дорогу Шалкар-Бейнеу, Жезказган-Саксаульскую железную дорогу и Курыкский порт. В результате увеличение коридоров и пропускной способности укрепит роль Казахстана как транзитного региона. По оценкам «Самрук-Қазына», инвестиции в инфраструктуру будут ежегодно вносить вклад в экономическое развитие Казахстана на уровне 0,1%-0,2% в течение следующего десятилетия.

Транзитные контейнерные перевозки Азия-ЕС-Азия через Казахстан, тыс. TEU
Транзитные контейнерные перевозки Азия-ЕС-Азия через Казахстан, тыс. TEU

«Қазақстан темiр жолы» и его акционер «Самрук-Қазына» играют центральную роль в развитии Казахстана в качестве транзитного пункта Шёлкового пути

Как и большинство цепочек поставок, ОПОП сильна лишь настолько, насколько сильно её самое слабое звено. Для казахстанского национального железнодорожного оператора и его материнской компании это означает, что они будут держать одинаковый темп, продвигаясь в модернизации своей инфраструктуры и бизнес-модели, равно как и их зарубежные партнёры.

Роль КТЖ в этом должна быть сосредоточена на совершенствовании процессов для создания надежной платформы для транзита грузов через Казахстан, а «Самрук-Қазына» должна поддерживать долгосрочную цель развития мультимодальной транспортной системы, что включает значительные инвестиции в распределение электроэнергии и транспортную инфраструктуру, а также использование своего влияния для снижения регуляторных требований с целью облегчения бюрократических процессов, необходимых для транзитных перевозок через Казахстан.

Инструменты для достижения успеха в реализации ОПОП
Инструменты для достижения успеха в реализации ОПОП

Следующие важные шаги для «Қазақстан темiр жолы» и «Самрук-Қазына», чтобы капитализировать «Один пояс – один путь»

Развитие цифровой культуры «Самрук-Қазына» и КТЖ

Без этого важного шага организация рискует не соответствовать стратегии, обозначенной ОПОП, а также рискует лишиться возможности идти в ногу с развитием инвесторов, клиентов и их клиентов.

Создание цифрового присутствия и архитектуры позволит Казахстану далее развивать цели, которые он преследует со Всемирным Банком и ООН, чтобы продвинуться в списках стран для успешного ведения бизнеса.

Цифровые навыки и возможности начинаются с лидерства и людей. Скорость принятия решений и разработка продукта имеют решающее значение. Лидеры на вершине организации стремятся превзойти свои мечты, а не коллег. Цифровые лидеры берут идеи из многих источников, а не ТОЛЬКО от уважаемых экспертов. Цифровые лидеры всецело сосредоточены на данных, анализе данных и непрерывном совершенствовании процессов. Путем прототипирования цифровые лидеры дают место ошибкам для того, чтобы скорее испытать успех. Идеи значат больше, чем просто опыт, и коммуникация и прозрачность — это ключевые черты, которые позволяют всем преуспеть.

Целевые изменения для KTЖ с фокусом на инициативу «Один пояс – один путь» и клиента

ОПОП ориентирована на транспорт, цепочку поставок, логистику и управление грузовыми перевозками через успешное и прибыльное управление железной дорогой. Чем быстрее KTЖ сможет реализовать изменения в своей бизнес-модели, тем скорее она сможет извлечь выгоду из инвестиций, которые китайские и международные финансовые учреждения запланировали в Казахстане и за его пределами.

Влияние на КТЖ и ценность для Казахстана значимы во многих отношениях. Модернизация системы управления, целевой операционной модели и деятельности КТЖ также привлекут внимание экспедиторов, сторонних логистических компаний, а также центров распределения и складского хранения.

Казахстан может извлечь значительную выгоду из ОПОП, капитализируя доходы от транзита и обретая новые рынки для экспорта

Доходы от предоставления транспортных услуг

В ближайшие годы КТЖ и частные компании могут капитализировать новые существенные потоки доходов в связи с 10-кратным увеличением транзитных контейнерных перевозок. Когда бюрократические препятствия будут устранены, контейнерные транзитные поезда смогут максимально быстро и беспрепятственно проходить через территорию Казахстана.

Частные поставщики логистики внимательно следят за развитием ОПОП и увеличением возможностей Казахстана в качестве транзитного коридора. Его центральное положение в маршруте Азия — ЕС делают его идеальным местом для создания рынка для транспортных услуг, таких как прокат подвижного состава, логистические решения и перевозка грузов. Транзитные операции приносят наибольший доход на тонну за километр для KTЖ. Поэтому ожидается, что транзит станет значительным источником дохода для Казахстана, и если услуги железных дорог будут оптимизированы, а правила будут упрощены, возникнет динамичная и прибыльная отрасль внутренней логистики, как в прошлом тысячелетии, когда древние кочевые торговцы связывали Восток и Запад.

Новые экспортные рынки и избыточные грузовые мощности по маршруту Европа - Китай принесут пользу местным производственным отраслям

Торговля между ЕС и Китаем с точки зрения веса и стоимости ежегодно увеличивается. ОПОП позволит быстрее поставлять более качественные товары, такие как электроника и продукты питания премиум-класса. Поезда всё больших объёмов будут пересекать Евразию, а улучшенная инфраструктура позволит им перевозить больше контейнеров.

На территории Казахстана будет создана новая крупная торговая артерия. Улучшенная логистическая экосистема позволит казахстанским производителям продуктов питания, машин, изделий из кожи и любой другой развивающейся промышленности быстро выходить на зарубежные рынки. Активный торговый баланс Китая в ЕС означает, что многие поезда будут возвращаться из ЕС с пустыми контейнерами. Низкая контейнерная загрузка на обратном пути может позволить казахстанским производителям снижать свои затраты на перевозку, импортируя продукты в ЕС и для экспорта в Китай. Новая экосистема отраслей может расти на Новом шёлковом пути и приносить пользу народам Центральной Азии.

Торговля между Китаем и ЕС 28 в млн. тонн
Торговля между Китаем и ЕС 28 в млн. тонн

Спрос на грузовые перевозки растет во всем мире

На этом возможности не заканчиваются. По мере роста спроса на грузовые перевозки по всему миру появятся новые игроки, и центральное положение Казахстана будет способствовать дальнейшему укреплению его позиций в качестве транзитного узла. В частности, ожидается, что к 2050 году индийские грузовые перевозки увеличатся почти в семь раз, расширяя возможности для Казахстана.

Роль ОПОП как части глобальной торговли будет возрастать, а вместе с ней и возможность Казахстана извлечь из этого выгоду.

Казахстан отстает по ключевым показателям, которые влияют на состояние экономики, управление и успешную реализацию инициативы «Один пояс –один путь»

Чтобы максимально извлечь выгоду из ОПОП, Казахстану целесообразно использовать новые источники экономического роста и эффективности. В настоящее время уровень цифровизации в Казахстане «условный», в то время как Россия и Китай добились значительных успехов в течение последнего десятилетия. Новые реформы и применяемая передовая практика помогут сократить разрыв между Казахстаном и его партнёрами по ОПОП с точки зрения экономической эффективности, прозрачности и доступа к государственным услугам.

ОПОП предоставляет Казахстану возможность вновь стать ключевым регионом, связывающим глобальную торговлю. Когда Чжан Цянь, китайский чиновник династии Хань, основавший древний Шёлковый путь, впервые отправился в путешествие на запад, его встретили жители Центральной Азии с привлекательными товарами и серебром, пригодным для торговли. В течение пятнадцати веков эта торговая артерия росла, пока Васко да Гама не обнаружил маршрут торговли с Востоком вокруг Африки. Современные рыночные и геополитические тенденции обещают возродить древние артерии. Это самая большая возможность для роста, которая выпала Казахстану после обретения независимости. Крупнейшими заинтересованными сторонами в стране являются национальные компании, которым за предстоящие годы необходимо обеспечить свою готовность к поддержке огромных объемов транзита через страну. Они должны понимать важность Нового шёлкового пути и уделить ему такое внимание, какого он заслуживает. Это означает, что в ближайшее время необходимы значительные перемены.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

9543
просмотра
 
 
Загрузка...