«Эйр Астана» за 2020 год получила $94 млн убытков

17861

При этом в отчете за карантинный 2020 год авиакомпания констатирует сохранение лидерства в Центральной Азии

ФОТО: airastana.com

Forbes.kz представляет читателю значимые моменты годового отчета национального перевозчика, который авиакомпания представила летом 2021 года.

Как отмечено в документе, мировая авиационная отрасль в целом и казахстанские авиаперевозки впервые в своей истории столкнулись с такой глубины кризисом. Убытки отечественных организаций гражданской авиации составили порядка 356,7 млрд тенге (около $863 млн). Чтобы противодействовать ему, «Эйр Астана» сформировала антикризисную группу и группу восстановления, проводился ежедневный анализ рентабельности маршрутов. «В 2020 году мы также активно занимались усилением состава совета директоров. Мы увеличили количество независимых директоров с трех до четырех и сейчас рассматриваем возможность определения и назначения старшего независимого директора», - отметил председатель совета директоров компании Бейбит Карымсаков. Добавим, что «в 2020 году общая сумма вознаграждения, выплаченного независимым директорам, составила 200 039,43 долларов США, включая налоги».

Основные показатели за год назвал президент авиакомпании (АК) Питер Фостер: «Чистый убыток – 93,9 млн долл. США, выручка – 400,3 млн долл. США, пассажиропоток – 3,7 млн, объем грузовых перевозок – 13,9 тысяч тонн. Выручка и пассажиропоток снизились на 55,5% и 28% соответственно, а совокупный объем провозных емкостей сократился на 47%. Показатель EBITDAR снизился с 171,3 млн долл. США в 2019 году до 33,1 млн долл. США в отчетном году».

Подробней остановимся на некоторых моментах.

Грузовые перевозки. Первоначально планировалось переоборудовать в грузовые три самолета Boeing 757, которые больше не летали и подлежали возврату лизингодателю, но это оказалось слишком проблематичным. Тогда было решено переделать большой 767 в полугрузовой самолет, что обошлось в $68 000. В связи с этим АК создала департамент грузовых перевозок Air Astana Cargo. Всего за 2020 перевезено 13 884 тонны грузов, доходы от направления грузовых перевозок составили более $22 млн, было совершено 137 грузовых рейсов. Компания изучает и другие пути увеличения доли грузовых рейсов в своем портфеле.

Внутренние рейсы. «Несмотря на то что Казахстан является самым крупным континентальным государством в мире, более половины населения никогда раньше не летало внутренними рейсами», констатирует отчет, и дочерняя АК FlyArystan воспользовалась этим потенциалом. Пассажиропоток на внутренних направлениях FlyArystan увеличился на 57% за май-декабрь 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, достигнув объема 1,5 млн пассажиров.

В течение 2020 года доля FlyArystan на внутреннем рынке пассажирских авиаперевозок увеличилась до 31%, что в сочетании с 39% «Эйр Астаны» дает 70% рынка. По состоянию на конец 2020 года АК летала по 30 внутренним направлениям, 4 из которых являются абсолютно новыми. Планировалось увеличить сеть внутренних маршрутов до 36 в 2021 году, прибавить к парку FlyArystan три Airbus A320 и увеличить базы с трех до пяти. «Наши воздушные суда будут базироваться в Алматы, Нур-Султане, Шымкенте, Атырау и Актау, - сообщила коммерческий директор FlyArystan Жанар Жайлауова. - В 2021 году мы планируем выполнять рейсы... по 13 международным направлениям, в том числе в Москву, Анталью, Стамбул, Шарм-эль-Шейх, Кутаиси и Баку».

Международные рейсы. Количество пассажиров на международных рейсах сократилось на 72% по сравнению с 2019 годом. За 10 месяцев 2020 года (минус 2 месяца прекращения полетов) общее число перевезенных казахстанскими авиакомпаниями пассажиров составило 4,4 млн человек, что на 38% меньше, чем за аналогичный период 2019 года (7,1 млн человек). Количество обслуженных пассажиров в аэропортах и транзитных пассажиров также уменьшилось на 66%. «В целях сокращения убытков и предотвращения банкротств отечественных авиакомпаний и аэропортов правительством Казахстана был принят пакет мер государственной поддержки, в том числе установление поправочного коэффициента «0» к ставкам некоторых налогов, социальных платежей, освобождение от уплаты НДС на импортируемые запчасти к самолетам, освобождение от платы за пользование земельными участками и земельных налогов», - сказано в отчете.

Как известно, АК сосредоточила внимание на популярных туристических направлениях, включая Дубай, Анталию, Шарм-эль-Шейх и Мальдивские острова.

Финансы. «Эйр Астана» гордится тем, что обеспечивает высокий уровень обслуживания пассажиров при исключительно низкой себестоимости оказания услуг: показатель CASK (затраты на предельный пассажиро-километр) «Эйр Астаны» составляет 5,73 цента США», - уточняется в документе.

В структуре расходов АК на первом месте стоит износ и амортизация — 19%, далее идет топливо — 15%, затем персонал — 10%, аэропортовое обслуживание и навигация - 9%, инженерно-техническое обслуживание — 8%, обслуживание пассажиров — 17% и прочие расходы — 22%.

Приостановка авиаперелетов привела к сокращению затрат «Эйр Астаны» на авиатопливо на 57%; затраты на обслуживание и навигацию сократились так же на 57%, до $47,2 млн, в то время как расходы на обслуживание пассажиров снизились на 60%, до $36,5 млн. Расходы на персонал снизились на 30%, до $72,7 млн, на инженерно-техническое обслуживание - на 54,2%, до $43,2 млн, из-за вывода из эксплуатации большей части парка воздушных судов.

Кроме того, на момент объявления пандемии в марте прошлого года остатки денежных средств на счетах АК превышали показатели, заложенные в бюджете. «Нашим основным рынком остается (или был) Китай, поэтому, когда в середине января стала понятна серьезность ситуации с вирусом и полеты в Китай были приостановлены, мы постарались развернуть негативную тенденцию сокращения ликвидности, оперативно договорившись о предоставлении новых кредитных линий с казахстанским банком-партнером... Мы запросили и получили согласие банка US EXIM Bank и европейских кредитных агентств на отсрочку выплаты процентов и основной суммы долга по договорам финансового лизинга самолетов Boeing 767 и Airbus 320. Нам также удалось договориться с лизингодателями о скидках и/(или) отсрочках по оплате операционной аренды самолетов», - рассказал Питер Фостер.

Успешные переговоры с лизингодателями о досрочном возврате всех самолетов Embraer 190 и Boeing 757 позволили АК изменить структуру парка воздушных судов: Boeing 757 были заменены новыми дальнемагистральными самолетами Airbus 321neo.

Дивиденды. Согласно политике компании, дивиденды акционерам выплачиваются при условии наличия у компании чистой прибыли за год. Так как в 2020 прибыли не было, дивиденды не выплачивались. В ином случае на выплаты акционерам было бы направлено 30% чистой прибыли. Например, в 2018 было выплачено $10,6 млн. Акционерами группы являются АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» от имени правительства Республики Казахстан и ТОО «BAE Systems Kazakhstan Ltd.», которые владеют 51% и 49% акций АК соответственно.

Персонал. Численность персонала в 2020 году составила 5 385 сотрудников (2019 год: 5 532), то есть сократилась на 147 единиц. В отчете отмечено, что после переговоров с правительством АК ввела налоговые льготы для сотрудников на три месяца, при этом экономия для сотрудников составила почти $3 млн, а для компании – $2 млн. Сотрудникам было предложено оформить ежегодный отпуск за 2020 год с возможностью также заранее использовать отпуск за 2021 год. В результате в период острой фазы пандемии около 90% людей находились в отпуске или получали оплату за простой (50%). Эта мера позволила сэкономить компании почти $23 млн. Расходы по персоналу, заработная плата и соцналог в 2020 составили 29 777 292 тыс. тенге.

«В течение 2020 года из компании уволились в общей сложности 499 сотрудников. Самая высокая текучесть кадров наблюдалась в Международном аэропорту Алматы, который покинули 312 сотрудников, при этом из Международного аэропорта Нурсултан Назарбаев ушли 136 сотрудников», - уточняется в отчете. Принято на работу 338 новых сотрудников. Количество несчастных случаев в 2020 составило 18 (в 2019 — 27).

...Желание пассажиров летать не изменилось, с уверенностью заявляют в АК и декларируют три пути повышения доходов: 1) развитие внутреннего рынка - приобретение новых судов и открытие маршрутов, 2) чартерные рейсы по курортным направлениям, 3) раскрытие потенциала грузовых перевозок, в первую очередь по направлению Китай — Москва и Европа.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить