Auchan идет в Казахстан. Что ещё происходит на рынке продуктового ретейла?

34215

Об этом Forbes.kz поговорил с экспертами и участниками рынка

Фото: etcetera.media

Рынок продуктового ретейла постепенно приходит в себя после девальвации, а ретейлеры присматриваются к новым форматам торговли. Предприниматели называют рынок растущим, с акцентом на консолидацию и уход неэффективных игроков.

Магазины формата «у дома» станут сетевыми

Если раньше бизнесмены были заинтересованы в открытии больших супермаркетов, то сегодня сразу несколько инвесторов заинтересовались созданием сети небольших магазинов. Индивидуальным предпринимателям вскоре придется серьёзно бороться за покупателя.

- Мы все ждём выхода Auchan, - начал Лев Тетин, основатель компании Tetin, эксперт в области ретейла и недвижимости.

По его словам, французский дискаунтер, который может изменить расстановку сил на рынке, зайдёт в ближайшие три года и сейчас изучает подходящие локации. Первые гипермаркеты откроются в Алматы, Шымкенте и, возможно, в Астане. В ожидании иностранных игроков сейчас активно развивается новый формат «магазинов у дома».

- Магазины площадью от 100 до 500 кв. м появляются как грибы после дождя. В Астане запущена франшиза «Наш маркет», открылась сеть супермаркетов «Арба».  Закрылся магазин «Пять минут», но половину их точек забрал Magnum. На рынке уникальная ситуация, конкуренции мало. В ближайшие 2-3 года на рынок зайдут новые игроки, поэтому сейчас самое оптимальное время для развития, - перечислил происходящее собеседник.

Крупные сети будут поглощать маленькие магазины формата, а индивидуальные предприниматели уйдут с рынка, считает Анна Пацюк, ретейл-консультант и коммерческий директор сети семейных магазинов «Наш маркет». Это первая и пока единственная в Казахстане франшиза продуктовых магазинов. Шесть торговых точек открылись в прошлом году в Астане, в планах на этот год – развитие по всему Казахстану.  По словам Анны Пацюк, не каждая сеть может похвастаться такими оборотами, как магазины у дома, если рассматривать их как консолидированный рынок. 

- Мы нигде не видим разрозненные магазины – ни в России, ни в Украине, ни в Беларуси. Они не выжили. Они или станут частью системы, или не выдержат конкуренции. Если ты хочешь работать вбелую, надо платить налоги – это ещё один сотрудник, надо заниматься товарно-учётной системой, бухгалтерией. Это штат, а ИП не могут себе такого позволить, - сказала она.

Гипермаркетам нет места

Генеральный директор компании Retail Space KZ Ержан Уразбаев считает, что формат развития «магазинов у дома» обусловлен спецификой Казахстана. Экспансии в регионы мешает большая площадь страны, развитию гипермаркетов - отсутствие подходящих помещений.

Ержан Уразбаев
Ержан Уразбаев

- В Казахстане одна из самых больших проблем – логистика. Magnum - сильная сетка, но она, например, на запад не идёт, - подчеркнул он, приводя в пример торговые сети, которые развиваются в рамках одной области или даже города. В западном Казахстане это супермаркеты «Дина» и «Анвар», в Астане - «Астыкжан», в Семее – «Рубиком», в Павлодарской области - розничная сеть Greenwich, в Шымкенте - «Фиркан».

При этом Алматы и Астана – единственные крупные города с потенциально высокой покупательской способностью. Есть ещё Шымкент, недавно ставший городом областного значения, но на юге очень сильна традиция торговли на базарах.

- У тех, кто присутствует на рынке, стратегия – полностью обжить регион и только потом выстраивать работу в других регионах. Большая проблема всех торговых сетей – отсутствие подходящих качественных торговых помещений. Из-за этого крупные сети переделывают форматы и открывают маленькие магазины. Все ищут хорошие локации, а строительство торговой недвижимости очень медленно развивается. Тяжело найти торговые помещения. Для среднего супермаркета надо 2-3 тыс. кв. м, - пояснил он.

Рынок эволюционирует – слабые игроки уходят

За последние пару лет рынок продуктового ретейла в Казахстане поменялся. Ушёл с рынка французский Carrefour, закрылись сеть супермаркетов Green и элитный Macrocenter в Алматы, в Астане прекратила работу сеть «Пять минут».

Зато активно начала развиваться сеть MyMart - это формат франчайзинга, поддерживаемый METRO Cash & Carry, заявив об амбициозных планах открыть 300 магазинов формата «у дома» в ближайшие 5 лет. Российская сеть магазинов низких цен «Светофор» за пару лет прочно обосновалась в регионах, открыв гипермаркеты практически во всех городах Казахстана. Сеть SMALL&Skif в 2018 пополнилась пятью супермаркетами и сейчас насчитывает 64 магазина. Magnum также активно развивает розничную сеть, в которой сейчас 41 магазин. Недавно он сообщил о поглощении сети супермаркетов «Реалист», тоже нацелившись на магазины меньшего формата.

Если судить по последним данным налоговых выплат за 2017, лидером казахстанского рынка является Magnum, заплативший в казну 4,9 млрд тенге. На втором месте сеть супермаркетов «Анвар» в западном Казахстане - 2,4 млрд тенге, на третьем месте  - SMALL&Skif – 2,1 млрд тенге.

Продюсер ретейл-конгрессов в Казахстане Елена Саргалдакова считает, что о монополизировании рынка одним игроком говорить рано. На рынках как обеих столиц, так и Казахстана в целом ещё много места. На отраслевых мероприятиях всё чаще появляются гости из России и Беларуси, не скрывающие интереса к Казахстану.

- Лично я ожидаю роста. У нас рынок свободный, нет конкуренции, наши отечественные сети активно развиваются. У нас не будет монополизации рынка. В регионах есть свои достаточно сильные местные сети, и их сложно подвинуть даже сети Magnum. Наш рынок современного ретейла проходит нормальные эволюционные этапы. Он всё ещё в стадии зарождения, и мне это нравится, - отметила Елена Саргалдакова.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить