Необычный клуб

8274

Стать Романом Абрамовичем всего за 35 фунтов

Архив пресс-службы

В 2007 году футбольный журналист Уилл Брукс запустил необычный проект My Football Club, где предложил всем футбольным фанатам мира объединиться и собрать деньги на покупку одного из британских футбольных клубов. Каждому члену предлагалось вложить 35 фунтов и стать совладельцем клуба и управлять им через веб-сайт. Проект стартовал в апреле, а уже к ноябрю того же года фанаты собрали футбольному клубу EbbsFleet United из графства Кент, который играет в национальной футбольной конференции Англии, средства в размере 700 тыс. фунтов.

История клуба начинается с 1890 года, с основания Northfleet United, который затем объединился с другим клубом графства, и уже в мае 2007 года был переименован в Ebbsfleet United. Клуб был должником и фактически стал первым клубом, перешедшим 19 февраля 2008 года в «собственность» веб-сообщества.

Краудфандинг уже стал довольно мощным трендом за последние несколько лет, но еще никогда клуб не покупался и не управлялся таким способом. Брукс закинул фанатам простой месседж: каждый может стать совладельцем футбольного клуба. Если учесть, что незадолго до этого Роман Абрамович купил Chelsea, что широко освещалось в медиа, то понятно, что идея хотя бы немного почувствовать себя владельцем британского клуба вызвала значительный интерес. Правда, ненадолго.

«Вместо того чтобы принадлежать группе миллионеров, мало заинтересованных судьбой клуба, Ebbsfleet United принадлежит тысячам членов, каждый из которых вносит небольшой ежегодный вклад и может принимать участие в голосовании по ключевым решениям управления, таким как бюджет, трансферные сделки, выбор поставщиков экипировки, утверждение ее дизайна, выборы должностных лиц клуба и даже утверждение в должности главного управляющего», – говорится на официальном веб-сайте проекта.

Нынешние владельцы «от толпы» убеждают, что модель управления уникальна, поскольку осуществляется через диалог фанатов, сообщества членов-владельцев и самого клуба. Для примера: различные проблемы – от утверждения цен на билеты до выбора игроков в команду – решаются посредством голосования на сайте. «Пользователи могут привнести свежие идеи, которые обсуждаются и ставятся на голосование сообщества для принятия клубом решения», – отмечают организаторы.

Подобный подход, безусловно, позволяет обеспечить беспрецедентный уровень прозрачности в управлении клубом. Пожалуй, вряд ли можно увидеть в каком-либо другом клубе, как тысячи фанатов из разных стран мира открыто обсуждают с бухгалтером отдельные позиции ежемесячного бюджета клуба.

Механизм участия в проекте следующий. Вы перечисляете установленный годовой взнос и становитесь членом сообщества. На следующий год сумму придется вносить заново. Но если в первый год сумма составляла 35 фунтов, то сейчас система стала более продуманной. Так, есть три пакета – по 5 фунтов ежемесячно, 15 фунтов ежеквартально и 50 фунтов ежегодно. Данные взносы являются основным источником финансирования клуба.

Ежегодно все члены сообщества выбирают общественный совет из семи человек, который управляет сообществом, контролирует внутренние процессы, выбирает стратегию и занимается конфиденциальными вопросами, в том числе отвечает за взаимодействие всех сотрудников клуба. Стать членом совета может каждый член сообщества.

Кроме того, существует совет руководителей, который занимается управлением футбольным клубом. От сообщества в этот совет входит шесть членов, которые также избираются всеми. Они отвечают за операционные вопросы управления в клубе и следят за соответствием всех действий генеральной программы.

Даже если член не входит ни в один из советов, он все равно может внести любое предложение касательно деятельности сообщества или клуба. Прежде чем предложение будет представлено официально, оно должно пройти обсуждение всеми членами на форумах сообщества. Далее в рамках правил и операционных процедур оно рассматривается советом и, если получает одобрение, выносится на голосование.

Вопросы, выносимые на голосование, готовятся руководством клуба. К таким вопросам относятся трансферы игроков, производство экипировки, бюджеты рекламных кампаний, цена билетов, а также выбор игрока месяца и игрока года. Члены также участвуют в голосовании по вопросам управления и организации работы сообщества. Денежные операции в соответствии с требованиями клуба также ставятся на голосование членов.

Сигнал
для клубов

В преддверии 2012 года Федерация футбола Казахстана (ФФК) открыла свой первый фан-шоп в столичном торговом центре «Хан Шатыр». В ближайших планах федерации запустить собственную линию продукции под брендом «12-й игрок» и открыть магазин в Алматы. По оценкам экспертов, за год такой магазин может заработать до $500 тыс.

По данным ФФК, только за последние три дня старого года – магазин открылся 28 декабря 2011-го – в фан-шопе совершили свою первую покупку более 200 болельщиков казахстанской сборной. Как отметил Серик Диар, директор по маркетингу ФФК, ежедневно фан-шоп посещают более 150 человек, а каждый десятый совершает покупку. Площадь магазина составляет 65 кв. м. По словам генерального секретаря ФФК Саяна Хамитжанова, дизайн магазина весьма необычный. «Наши покупатели, зайдя в магазин, словно переносятся на футбольное поле», – отметил он.

Пока в федерации не готовы говорить о средних чеках и доходах магазина, как и об инвестициях в проект, ссылаясь на то, что пока «не считали», но отмечают, что хитом продаж стала форма сборной Казахстана (6800 тенге). Кроме традиционного ассортимента магазина – футболок, шарфов, сувениров в планах предоставить болельщикам собственную линию одежды «12-й игрок», разработанную в casual-стиле. Производиться одежда будет по контракту на фабриках в Гонконге. Как стало известно, в настоящее время идет подготовка дизайна линейки. В ФФК рассчитывают на то, что клубы подхватят идею и начнут открывать собственные точки в своих городах. Также ФФК не исключает возможности развития сети магазинов сборной по франчайзингу.

«Дебаты идут долгие и часто жаркие, и иногда мы забываем, что пытаемся принять коллективное решение, но нет ничего похожего на опыт владельца MyFC, будь вы на стадионе или если вы наблюдаете за нами из дома. Именно в такие моменты мы действительно собираемся вместе, как одна большая семья», – говорят в сообществе.

Насколько эффективно толпа через Интернет может управлять клубом? Надо заметить, что через несколько месяцев после перехода клуба под контроль интернет-сообщества Ebbsfleet United выиграл кубок FA Trophy на стадионе в Уэмбли. Новостная лента полна сообщений о том, как 1000 фанатов дополнительно скинулись и купили нового полузащитника, а затем нашли еще 20 тыс. фунтов на нападающего.

В клубе делают акцент на том, что подобный опыт участия в управлении реальным клубом, а не в компьютерной игре трудно получить где-либо еще. «На трибунах вы будете встречаться с другими членами MyFC, многие из которых приехали на стадион Stonebridge Road из разных уголков Британии, Европы и мира. Это захватывающе – осознавать, что вы сделали вклад в этих игроков на поле, и каждый забитый гол воспринимается как ваша личная победа», – подчеркивают создатели клуба.

С этим трудно поспорить. Между тем назвать это реальным управлением тоже сложно – голосование среди тысяч других не дает в полной мере почувствовать себя владельцем клуба. Обычным членам, не попавшим в оба совета, предлагается помимо голосования помогать клубу разными способами: те, кто живет недалеко, могут устраивать субботники и расклеивать постеры. А те, кто живет в других странах, могут создавать контент и привлекать новых членов. Вряд ли можно назвать это увлекательным. Неудивительно, что через два года после старта проекта его покинули около 20 тыс. членов.

Значительное снижение числа членов повлекло падение взносов и последующие финансовые проблемы, в результате которых клубу сложно оплачивать аренду стадиона. Тем не менее Ebbsfleet United пока не постигла судьба многих исчезнувших британских клубов, таких как Chester, Salisbury, Halifax. А оставшиеся члены сообщества мечтают о его возвращении в премьер-лигу.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить