Как столица Техаса стала конкурентом Кремниевой долины

9934

Центрами прогресса в США традиционно принято считать Калифорнию и Нью-Йорк. В этих штатах чаще всего располагаются штаб-квартиры крупнейших международных компаний. Однако в рейтинге Forbes самых привлекательных городов будущего первое место сегодня занимает не Лос-Анджелес или Нью-Йорк, а Остин – столица Техаса, второго по величине штата Америки

Фото: © Depositphotos.com/digidream

Именно Остин, по мнению экспертов, будет активно развиваться в ближайшие 10 лет в условиях меняющейся экономики. Главная причина – большое количество технологических бизнесов, особенно стартапов. Город даже называют технополисом (регион, сосредоточенный вокруг технологий). Между тем всего три десятилетия назад Остин переживал экономический упадок, безработицу и не мог избавиться от имиджа отсталого «ковбойского» городка…

В погоне за Японией

Рецессия начала 1980-х была вызвана сырьевым кризисом (перенасыщение рынка нефти), возникшим в результате политики президента Рейгана по отмене контроля цен на нефть. Также снизились цены на товары сельского хозяйства, увеличился дефицит бюджета штата. Страдали местные предприятия, уезжали выпускники университетов.

Тогда лидеры городского сообщества решили объединить усилия, чтобы поднять экономику. Местные власти, бизнес и Техасский университет заключили соглашение, в котором было прописано создание того самого технополиса. В результате Остин стал центром первого в США исследовательского консорциума в области микроэлектроники и компьютеров.
Территорию и помещение для консорциума предоставил университет, который также стал поощрять студентов-магистрантов, участвующих в исследовательских программах, снижая им плату за обучение. Местные компании начали активно сотрудничать с исследователями, приезжающими в город. Правительство штата в свою очередь частично восполняло затраты вуза и предоставляло налоговые льготы для технологических предприятий.

В 1988 в Остине образовался еще один некоммерческий консорциум – Sematech, на этот раз для исследований в области производства чипов, с участием 14 компаний-изготовителей.

- Эти меры не являлись постоянными. Основной целью консорциумов было решить проблему экономического спада путем налаживания сотрудничества правительства, бизнеса и научной среды. Так, в 2007-м Sematech переехал в Олбани, столицу штата Нью-Йорк, – поясняет Грегори Фенвс, президент Техасского университета. – Американские компании, которые ввиду взаимного недоверия обычно сложно уговорить работать друг с другом, нашли общий язык перед лицом угрозы конкуренции со стороны японских фирм, преуспевавших в сфере технологий на тот момент. Консорциум помог создать такие условия, в которых каждый игрок получил возможность дальше развивать свои преимущества.

В итоге Остин стал местом зарождения таких крупнейших предприятий, как один из лидеров в производстве компьютеров Dell (1984), разработчик виртуальных приборов National Instruments (1976), самая большая сеть премиальных супермаркетов здорового питания Whole Foods (1980). К слову, летом 2017 онлайн-ретейлер Amazon выкупил Whole Foods за $13,7 млрд.

Перспективный город привлек внимание и уже успешных компаний – Samsung, Google, Facebook, которые стали активно открывать здесь свои представительства. Один из ведущих производителей программного обеспечения IBM основал в Остине центр исследовательских и конструкторских работ, параллельно выкупив местную компанию-конкурента Tivoli Systems Inc., созданную в 1989. В период с 1989 по 1996 бывшие сотрудники Tivoli открыли еще 29 технологических фирм.

Таким образом в Остине развилась целая IТ-экосистема. Сегодня 20% занятых горожан работают на индустрию технологий (население города – почти 1 млн человек).

Практичный университет

Несмотря на успехи в конкуренции с Японией, Фенвс отмечает, что США по-прежнему отстают от другой азиатской страны – Китая по количеству выпускников, специализирующихся в инженерии и математике (STEM). По данным Всемирного экономического форума, в 2016 Китай подготовил 4,7 млн специалистов в области STEM, тогда как США – 568 тыс. В Университете Техаса акцент делают на практичности знаний. В частности, здесь работает научно-исследовательский центр IC2, главная задача которого – коммерциализация технологий.

- Мы являемся своего рода мостиком между инновациями и их реализацией на рынке, помогаем изобретателям найти капитал и партнёров. Очень часто предприниматели или наши преподаватели, разработав новый продукт, не имеют представления о том, как вести бизнес и зарабатывать на своем изобретении. Поэтому мы запустили технологический инкубатор, благодаря чему каждый год более 40 новых компаний находят финансирование и начинают получать прибыль, – говорит Брюс Келлисон, заместитель директора IC2.

Всего в центре ежегодно рассматривается свыше 500 инноваций со всего мира, так как здесь действует много международных программ по обмену опытом. Годовой вклад IC2 в мировую экономику – $180 млн. Что касается Остина, то в нем каждый год благодаря IC2 создается порядка 650 рабочих мест.

Капитал для новых стартапов инкубатора обычно поступает через инвестиции бизнес-ангелов, венчурное инвестирование и сделки по слиянию и поглощению (к изобретениям предпринимателей IC2 постоянно проявляют интерес действующие компании).

- Фокус инноваций меняется с запросами сообщества. В середине 2000-х к нам часто приходили с изобретениями в сфере альтернативной энергетики. Сейчас особый интерес к бионауке, так что больше ресурсов поступает в это направление, – рассказывает Келлисон.

В университете также действует система поощрения преподавателей- исследователей.

- Инновация не сможет выйти на рынок, если не будет предусмотрен определенный уровень защиты интеллектуальной собственности, поэтому очень важно запатентовать изобретение. В американской системе патент принадлежит не индивидуальному исследователю, а университету. Но он не имеет высокой ценности без лицензии на использование. Деньги, полученные от лицензии, поступают университету как обладателю патента, но существенная их часть, иногда до половины, выплачивается преподавателю. Это одна из форм мотивации для сотрудников, – отмечает Фенвс.

Последнее масштабное изобретение группы ученых Университета Техаса – инструмент в виде ручки, точно идентифицирующий раковые ткани во время операции за 10 секунд, что в 150 раз быстрее, чем ранее существовавшие технологии. Лидером команды выступила профессор кафедры химии.

Фото: Александр Тагаев

От музыки к инновациям

Еще один фактор, существенно повлиявший на популярность Остина и развитие в нем предпринимательской активности, – 10-дневный фестиваль South by Southwest, который ежегодно проводится в столице Техаса с 1987. Масштабное мероприятие делится на три сегмента: музыка, фильмы и интерактив. В рамках последней секции обычно презентуются новые стартапы, проходят экспертные дискуссии в сфере технологий. На следующий фестиваль в марте 2018 уже запланировано около 1500 презентаций. В период проведения South by Southwest Остин становится центром притяжения для туристов со всего мира.

- Изначально фестиваль был посвящен только музыке, так как Остин всегда считался самым музыкальным городом Америки. Концепция была позаимствована у нью-йоркского New Music Seminar, – рассказывает Хью Форест, директор South by Southwest. – Но со временем фестиваль стал отражением всех популярных трендов города и появились две другие секции.

С 2004 по 2014 масштабы самого события и интерактивного сегмента значительно выросли, что Форест объясняет появлением социальных сетей и стартапов. Так, в 2010-м SXSW Interactive обогнал SXSW Music по числу зарегистрированных участников. Не последнюю роль в этом сыграл запуск приложений Twitter и Foursquare на сцене фестиваля в 2007 и 2009 соответственно.

- Первая презентация Twitter сильно изменила наши масштабы: стартапы и предприниматели захотели повторить успех социальной сети, инвесторы стали приезжать к нам в надежде найти новый Twitter. Хотелось бы сказать, что мы заранее знали об этом, но нет – мы просто оказались в нужном месте в нужное время. Будущие создатели Twitter из года в год посещали фестиваль с разными проектами, пока не «выстрелили» в 2007, – говорит Форест.

По его словам, главным фактором привлекательности мероприятия для участников является возможность познакомиться с креативными людьми из разных отраслей. На South by Southwest люди находят будущих бизнес-партнеров, обмениваются идеями. Фестиваль привлекает огромное количество знаменитостей. Спикерами здесь в разные годы были Барак Обама, Илон Маск, Леди Гага, Марк Цукерберг. Эдвард Сноуден провел на экране фестиваля своё первое публичное онлайн-выступление из Москвы, актёры «Игры престолов» анонсировали в прошлом году выход нового сезона популярного сериала, а актёр и баскетболист Шакил О’Нил попробовал себя в роли инвестора.

Вклад фестиваля в экономику Остина в 2017 составил $348,6 млн, на 7% превысив результат предыдущего года. Только за счет сдачи номеров в отелях South by Southwest помог городу прибавить $1,8 млн в казну. Для сравнения: крупнейшее спортивное событие в Америке – финал футбольной лиги Super Bowl ежегодно приносит около $400–500 млн.

- Кроме того, South by Southwest продвигает бренд Остина, – добавляет Форест. – За последние несколько лет мы в каком-то смысле переросли город. Становится сложнее управлять всем (в штате у нас 200 сотрудников, но в период проведения фестиваля помогают еще около 4000 волонтёров), поэтому сейчас мы нацелены на то, чтобы выйти за рамки 10-дневного события – хотим предоставлять участникам круглогодичный опыт. Ориентируемся на TED, который смог масштабировать локальное мероприятие на международный уровень.

Сердце стартапов

Большинство технологичных стартапов Остина сосредоточено в инкубаторе Capital Factory. Здесь помогают развить бизнес молодым предпринимателям: предоставляют услуги коворкинга, знакомят с менторами, находят инвесторов. У Capital Factory также есть свой фонд, доступ к которому можно получить через программу-акселератор, главное условие – иметь зарегистрированную компанию, специализирующуюся на технологиях, на продукт или услугу которой ожидается спрос.

На первом уровне акселератора стартап отдает 1% компании Capital Factory, а взамен пользуется офисом и услугами, общая стоимость которых равна $500 тыс. Если он хочет получить финансирование, то должен убедить двух менторов (из 165 экспертов индустрии – партнеров Capital Factory) выкупить по 1% в своем бизнесе и отдать еще 1% инкубатору. В итоге стартап продает инвесторам 4% компании и получает около $100 тыс. инвестиций.

- В условиях Америки это небольшие деньги. Мы больше нацелены на развитие предпринимательства в городе, поэтому выступаем инвесторами-ангелами и, даже если не получим возврата инвестиций, не будем сильно переживать. Главное – дать людям шанс, – утверждают в Capital Factory.

Помочь могут и иностранцам, решившим переехать в Остин. Сотрудники международного департамента находят им компетентных юристов, помогают устроить детей в школу, арендовать первую квартиру, знакомят с будущими коллегами.

Все дело в людях

Особое гостеприимство местного сообщества отмечает и мэр города Стив Адлер:

Мы здесь приветствуем различия между людьми, что отражается в слогане «Сохраним Остин причудливым». Мы не упрекаем за ошибки, а всячески поддерживаем молодежь. Наверное, поэтому у нас так много стартапов.

В мае 2017 свой первый стартап продала его 26-летняя дочь. Медиаресурс о еде Spoon University, ориентированный на миллениалов, приобрел холдинг Scripps Networks. На момент сделки сайт Spoon University каждый месяц посещало 4 млн пользователей, а еще 10 млн смотрело контент через социальные сети.

- Конечно, с развитием приходят и трудности. Мы испытываем проблемы с транспортной системой, у нас нет метро. Растут цены на жильё, а значит, многие не могут позволить себе купить квартиру или дом. Мы понимаем, что наш город делают особенным люди, поэтому стараемся сохранить сообщество путем внедрения программ доступного жилья, – говорит Адлер.

Другой вызов – несоответствие квалификации безработных имеющимся вакансиям. В Остине 40 тыс. нетрудоустроенных, но они не имеют квалификации, необходимой для работы в высокотехнологичных компаниях. Поэтому городская администрация внедрила в колледжах программу двухгодичного специального образования для тех студентов, которые не хотят учиться четыре года. Предприятия же обязывают обучать выпускников практическим навыкам в первый год работы, при этом восполняя им соответствующие затраты.

- У нас 2000 бездомных. Это много, но решить проблему можно. В прошлом году мы сфокусировались на бездомных ветеранах. Их было 700 человек, и нам удалось полностью исключить эту группу из числа не имеющих жилья, – говорит Адлер.

Являясь мэром прогрессивного города, он активно общается с жителями через социальные сети. Недавно состоялось первое заседание городского совета, транслировавшееся онлайн в сотрудничестве с крупными телекоммуникационными компаниями, которое посмотрели около 50 тыс. человек. Ведь, как считает Адлер, именно диалог между властями и жителями взращивает успешные мегаполисы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить