Причины ужесточения контроля на границе с КР назвали в Астане

Во вторник, 17 октября, на пресс-конференции в Астане члены правительства Казахстана говорили о "сером" импорте из Кыргызстана

Фото: kapital.kz

В настоящее время по всему периметру государственной границы Казахстана был усилен контроль.

Министр финансов РК Бахыт Султанов рассказал об ущербе от нелегального или «серого» импорта, провозимого через территорию РК, передает «Казинформ».

- Проблема «серого» импорта из Китая присутствует давно, мы проводим соответствующую работу с нашими коллегами по информационному обмену, по развитию соответствующей инфраструктуры. Есть определенные продвижения в данном направлении, но, к сожалению, в рамках ЕАЭС мы наблюдаем нарастающую проблему с момента присоединения Кыргызской Республики. Здесь мы видим значительный переток импорта в эту страну в связи с более низким уровнем таможенного контроля, - подчеркнул министр.

По его словам, цифры от ущерба, наносимого таким импортом, огромны.

 - «Серый» импорт в дальнейшем превращается в экспорт в страны ЕАЭС и наносит прямой ущерб как конкурентоспособности соответствующих отраслей и предприятий, так и по прямым потерям по таможенным пошлинам. Об этом говорят и цифры: в 2016, по данным кыргызской статистики, импорт из Китая составил порядка $1,5 млрд. А по статистике КНР - $5,6 млрд. Расхождение - более $4 млрд, - сказал Султанов.

Министр отметил, что ежегодно наша страна теряет от этого порядка 20 млрд тенге.

 - Здесь нетрудно посчитать, что более 100 млрд тенге составляет ущерб только от прямой недоплаты пошлин в бюджеты стран ЕАЭС. Экспертно мы посчитали, что если пересчитывать 0,5 млрд тенге того перетока того импорта, который приходил в Казахстан, и в конечном итоге возвращается после растаможки в соседние республики, даже от этой суммы это уже прямые потери порядка $60 млн или 20 млрд тенге ежегодно. На эти средства можно построить 40 школ и детских садов, - заключил он.

Разница в стоимости отдельных товаров в Казахстане и в Кыргызстане достигает 1000%, об этом в рамках пресс-конференции сообщил председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК Ардак Тенгебаев. Он подчеркнул, что в этом году существенно вырос транзит товаров в Кыргызстан через территорию нашей страны.

- Согласно данным таможенной статистики, импорт товаров из КНР в Кыргызстан составил $1,5 млрд, увеличившись по сравнению с 2016 практически на 42%. При этом, транзит товаров через территорию РК в Кыргызстан увеличился на 67%, - сказал он.

 По его словам, одной из причин роста является низкая таможенная стоимость в соседней стране.

- Нами был произведен анализ такого резкого увеличения импорта в Кыргызстан, в результате которого установлено, что таможенная стоимость в Кыргызстане значительно занижена в сравнении с нашей страной в 2 и более раз. Есть отдельные случаи, когда разница в стоимости товаров составляет 1000% и более, - отметил представитель Минфина.

В качестве доказательства этой информации, он привел несколько примеров.

 - К примеру, таможенная стоимость одной мужской рубашки в РК составляет $5,45 за штуку, а в Кыргызстане - $0,44. Разница в 5,8 раз... Таможенная стоимость одной пары женских сапог в Казахстане составляет $28,85, а в Кыргызстане - $2,74, - заключил Тенгебаев.

Министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек заявил, что в последнее время количество нарушений на казахстанско-кыргызстанской границе значительно увеличилось, каждое шестое авто из соседнего государства подходит к границе с нарушениями, передает корреспондент Tengrinews.kz.

- С начала этого года проверено более 58 тыс. автотранспортных средств, выявлено более 2,5 тыс. различных нарушений, и 1 тыс. нарушений относится к автотранспортным средствам из Кыргызстана. Статистика не этого месяца, подсчет идет с января, просто в последнее время эта цифра начала еще больше увеличиваться, - сообщил министр на брифинге СЦК.

По его словам, сегодня Казахстан обеспечивает круглосуточный контроль за проездом через границу иностранных транспортных средств.

- Только за первые 7 дней (усиления контроля - прим. автора) проверено 2 721 транспортное средство более чем 10 разных государств. Выявлено 193 нарушения. Более 60% этих нарушений связаны с автотранспортными средствами кыргызского происхождения. За прошедшую неделю проверено 835 кыргызских автотранспортных средств, по итогам выявлено 117 нарушений, то есть каждое шестое авто из Кыргызстана идет с нарушениями через территорию Казахстана, - заметил министр.

Он добавил, что основные нарушения, которые допускаются перевозчиками - это отсутствие товарно-транспортных накладных (56 нарушений), превышение весогабаритных параметров, осуществление каботажных перевозок и ряд других.

- При этом мы понимаем, что если отсутствуют товарно-транспортные сопроводительные документы, ставится под большое сомнение законность перевозки, происхождение груза. Материалы по данным фактам подлежат передаче в органы госдоходов и службы экономических расследований для дальнейшего выяснения обстоятельств, - сказал Касымбек.

 На останавливаемый транспорт с перегрузом, накладывается штраф, в случае, если невозможно разделить груз и оплатить штраф, транспортное средство направляется на штрафные стоянки. Кроме того, министр рассказал о многочисленных фактах каботажа, например по маршруту Алматы-Кордай, Кордай-Сарыбулак, Кордай-Масанчи.

- Это рынок, где должны работать наши казахстанские перевозчики, таким образом создается недобросовестная конкуренция на рынке перевозок, - добавил он.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2544 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
25 февраля родились
Аскар Аукенов
Главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
Независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Болат Назаров
Замгендиректора по проекту разведки Имашевского месторождения ТОО "КазРосГаз"
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку