2,5 тыс. туркомпаний РК рискуют оказаться на грани закрытия

12441

Ассоциация страховщиков Казахстана рекомендовала страховым компаниям отказаться от убыточного, по ее утверждению, страхования турбизнеса

Фото: tvc.ru

Ассоциация страховщиков Казахстана распространила пресс-релиз, в котором сообщила: страховые компании больше не в силах покрывать убытки, нанесенные обанкротившимися туроператорами. После того, как в течение двух лет в Казахстане прекратили работать On Travel, «Гульнар тур» и Travelsystem, ассоциация посоветовала своим членам прекратить страховать турбизнес.

В ассоциации отметили, что это не относится к турагентам, торгуют турами «в розницу». Как рассказала представитель Ассоциации страховщиков Казахстана Марина Шиповалова, страхование гражданско-правовой ответственности (ГПО) турагента является в Казахстане обязательным, потому в стране застрахованы все турагенства по лимиту выплат до 3 млн тенге на каждое. При этом страховая премия составляет от 60 тыс. до 200 тыс. тенге.

Марина Шиповалова.

- По сути, обязательное страхование профессиональной ответственности турагента включает в себя ошибки в брони отеля, нестыковки в авиабилетах и прочие досадные недоразумения, - объяснила Шиповалова. – А вот мошенничество туроператоров к этому не относится. Да, оно приводит к неисполнению обязательств турагентов перед клиентами. Но турагенства ошибок не допускали, свои обязательства выполнили.

Проще говоря, банкротство туроператора не имеет никакого отношения к ГПО турагенства.

- Но в последние три года суды считают иначе и обязывают страховые компании платить турагентам, - продолжила спикер. – В общем, властям просто нужен источник закрытия финансовой дыры и снятия социальной напряженности. Где еще взять деньги? В ситуации с On Travel попробовали взять деньги у страховщиков – получилось. За «Гульнар тур» тоже страховщики заплатили. Теперь решили попробовать и в ситуации с Travel System.

По словам Шиповаловой, в прошлом году страховой рынок получил 117 млн тенге страховых премий от туркомпаний, а после краха «Гульнар тур» суды заставили страховщиков выплатить 250 млн тенге. Еще 300 млн тенге «висит» у страховщиков в резерве, поскольку суды по «Гульнар тур» продолжаются до сих пор.

В случае с Travelsystem пострадавшими считаются 110 турагентов. Поскольку каждый из них может получит по лимиту не более до 3 млн тенге страховых выплат, то от страховщиков они могут получить 330 млн тенге. При этом при покупке полиса ГПО, даже если турагенты платили по максимальной ставке, всего они заплатили страховщикам не более 22 млн тенге. Таким образом страховщики терпят большие убытки.

- А знаете, что еще делают турагентства? Прибегают в страховую компанию, забирают 3 млн тенге. А через день идут в другую страховую компанию, заключают там еще один договор, и еще там получают деньги, - говорит Шиповалова.

По словам Шиповаловой, Ассоциация страховщиков два года пыталась изменить эту ситуацию путем переговоров с Верховным судом, Генеральной прокуратурой, НПП «Атамекен», профильными ассоциациями туроператоров и турагентств и с департаментом индустрии туризма Министерства по инвестициям и развитию.

- Все разговоры заканчиваются на нашем предложении исправлять ситуацию, - подчеркнула Шиповалова. – В итоге мы исчерпали аргументы и у нас закончилось терпение. Вопрос целесообразности страхования турбизнеса обсуждался на совете Ассоциации страховщиков, где пришли к выводу: нет никаких способов защитить наших членов от неправомерных действий. Поэтому членам ассоциации было рекомендовано отказаться от отдельной лицензии на страхование турбизнеса. Мы не можем быть дойными коровами для туристического рынка.

По словам собеседницы, в апреле 2015 крупнейший казахстанский страховщик на туристском рынке – Казкоммерцполис – уже сдал свою лицензию по страхованию ГПО. Пока лицензия осталась еще у 16 компаний.

- Если страховые компании последуют нашим рекомендациям, получится такая же ситуация, как с обязательным страхованием в растениеводстве. По нему 8 компаний получили лицензии, но были установлены неадекватные тарифы по страховым сборам, а также имело место мошенничество. Страховщики собирали премий меньше, чем выплачивали. В итоге наш рынок проголосовал ногами. Сейчас происходит то же самое с турбизнесом, - сказала Марина Шиповалова.

По ее мнению, даже увеличением страховых премий проблему решить невозможно, нужно менять весь подход к страхованию.

Денис Кривошеев.

- Это - призыв саботировать рынок, - так прокомментировал решение страховщиков спикер Ассоциации турагенств РК Денис Кривошеев. - Если они откажутся страховать рынок, порядка 2,5 тыс. туристских компаний окажутся вне закона. Встанут все продажи, причем не только турпакетов, но и авиабилетов.

Взамен, подчеркнул Кривошеев, страховщики предлагают ввести механизм вмененного страхования, когда они сами будут решать, какая туркомпания сколько должна платить страховых премий.

- Это неправильно, - отметил он. – Считаю, единственный выход в данной ситуации – вводить обязательное страхование частных лиц. Чтобы каждый выезжающий из страны турист имел обязательную страховку, без которой его не выпустят из страны. Тут будет большой объем недорогих страховых премий, покрывающих все риски. И человек будет знать: что бы ни произошло, он застрахован.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить