Девальвация нарушит планы банков по освоению розницы

15,7 трлн тенге составляют совокупные обязательства казахстанских банков второго уровня

Фото: Depositphotos.com/Postnikov

Совокупные обязательства банков второго уровня в Казахстане составляют 15,7 трлн тенге, таковы данные Нацбанка РК на ноябрь 2014 года. Наибольшую долю в них занимают вклады клиентов – 74,6% и выпущенные в обращение ценные бумаги – 6,4%.

Обязательства перед нерезидентами составляют 1,4 трлн тенге, или 9,3%. Это очень мало и говорит о том, что отечественные банки до сих пор сильно ограничены в иностранном фондировании. Аналогичные показатели, например, европейских стран в несколько раз выше. Бундесбанк даже устанавливал 80-процентный предел по привлеченным от нерезидентов пассивам, чтобы защитить денежный рынок Германии от сильного притока иностранного капитала. Еще дальше пошел Швейцарский национальный банк, который недавно ввел отрицательную процентную ставку по депозитам. Эта мера обусловлена намерением регулятора предотвратить приток средств инвесторов, пытающихся найти «тихую гавань». Ставка по бессрочным вкладам коммерческих банков в центробанке Швейцарии составляет отныне -0,25%. Казахстану подобные меры пока и не снились, хотя «золотое время» иностранного капитала в стране было в середине 2000-х.

15,7 трлн тенге составляют совокупные обязательства БВУ в казахстане

Как в такой ситуации зарабатывать местным банкам? Логичный ответ – с помощью внутреннего рынка, который время от времени стимулируется государственными деньгами по различным программам. Крупные корпоративные клиенты в Казахстане давно поделены между отечественными и дочерними иностранными банками, а вот розница до сих пор не освоена на все 100%.

По всей видимости, к началу 2015 БВУ страны до конца осознали, что, за исключением некоторых несущественных вариантов, им остается только «потрошить» розницу. Поэтому практически все крупные банки заявили, что в этом году намерены активно взяться за розничного клиента. Острая конкурентная борьба, как правило, меняет правила игры, поэтому главным вопросом являются последствия этой схватки как для самих банков, так и для потребителей. Чего же стоит ожидать: снижения требований к заемщикам и роста проблемных кредитов, повышения депозитных ставок или чего-то еще?

В очередь!

© Depositphotos.com/erikdegraaf

В 2014 произошло давно ожидавшееся слияние Альянс Банка, ForteBank и Темiрбанка. Новое кредитное учреждение начало свою работу под брендом ForteBank. На пресс-конференции, посвященной объединению, председатель правления Альянс Банка Тимур Исатаев сообщил, что 80% бизнеса банка будет ориентировано на розничного клиента, и пообещал, что в январе 2015 они «взорвут рынок новыми предложениями».
Игроки уже начинают выбирать для себя ниши внутри розничного сегмента банковского рынка, где собираются усилить свое присутствие. «Мы не намерены гнаться за рыночной долей, а фокусируемся в первую очередь на развитии розницы. И здесь одним из ключевых направлений будет ипотечное кредитование», – делится с Forbes Kazakhstan планами заместитель председателя правления по международному бизнесу ОАО «Сбербанк России» Сергей Горьков.

Евразийский банк прекрасно себя чувствует в автомобильном кредитовании, постоянно усиливая свое присутствие в этом направлении. По утверждению самого банка, каждый четвертый новый автомобиль в Казахстане приобретается в кредит от Евразийского. В целом по результатам 2014 банк выдал кредитов на сумму около 250 млрд тенге, в планах на 2015 – около 300 млрд тенге. Об этом в беседе с Forbes Kazakhstan заявил председатель правления Майкл Эгглтон.

Банки становятся ближе к клиентам, размещая свои офисы в местах с высокой проходимостью. «С 2015 года для усиления присутствия в розничном сегменте Bank RBK планирует расширить филиальную сеть как за счет стандартных крупных отделений, так и за счет небольших офисов, которые будут располагаться в местах с высокой деловой активностью – бизнес-центрах, торговых центрах и т. п. Это позволит привлечь новых клиентов, предлагая им выгодные банковские продукты непосредственно возле работы, дома, часто посещаемых супермаркетов и мест отдыха», – говорит директор департамента розничного бизнеса АО «Bank RBK» Светлана Ли.

Приблизиться к клиенту – это половина дела, сегодня важно, чтобы решение по потенциальному заемщику принималось мгновенно. Люди уже не хотят ждать целыми днями, когда заявку одобрят или отклонят, для них важно получить ответ «здесь и сейчас». Например, АТФБанк вводит «единое окно» для кредитования. «Специальное обслуживание по принципу одного окна организовано в центрах кредитования населения в Астане и Алматы», – сообщает он. Исполнительный директор по розничным продажам АО «АТФБанк» Рустам Мавланов отмечает: «В условиях современного ритма жизни получение заемщиком интересующего его кредита должно быть максимально быстрым и удобным. Поэтому специально для оформления кредитов под залог мы максимально оптимизировали процесс и по принципу одного окна собрали в одном месте практически все элементы кредитной цепочки».

Схожих принципов придерживается ДБ АО «Банк Хоум Кредит», директор департамента маркетинга которого Кирил Бачваров говорит: «Мировая практика показывает, что зачастую клиенту нужен не широкий ассортимент, постоянные новинки или большие скидки, а совершенство во всем процессе – с момента продажи, в течение использования продукта или услуги и до возможного завершения отношений с организацией. Поэтому в 2015 году мы особенно сфокусируемся на нашем основном принципе работы – «Люди в фокусе».

Важность развития сервиса в 2015 году признают и в Нурбанке. «Наш банк делает основной акцент на персонале, работающем с клиентами, путем проведения тренингов, позволяющих обеспечить быстрое и качественное обслуживание. В ближайших планах – дальнейшее совершенствование продуктовой линейки и оптимизация процесса принятия решений», – подчеркивают там. В этом кредитном учреждении на 2015 год также утверждены агрессивные аппетиты: поставлена задача обеспечить ежегодный прирост розничного кредитного и депозитного портфеля на 26 и 31% соответственно.

По оригинальному пути развития розничного бизнеса пошел kaspi bank, который в декабре представил общественности инновационный онлайн-сервис «Kaspi Магазин». Теперь у казахстанцев появилась возможность выбирать товары и получать одобрение кредита на покупки не выходя из дома. «Наша цель – помочь продавцам продавать, а покупателям покупать товары быстро, просто и выгодно», – говорит председатель правления kaspi bank Михаил Ломтадзе.

На всех не хватит

Между тем, увеличивая свои розничные портфели, банки серьезно рискуют. «Розничное кредитование, в особенности на беззалоговой основе, является бизнесом, очень чувствительным к наличию информации о конкретном заемщике. Современные технологии кредитного скоринга в развитых странах уже ушли за пределы простого использования данных от кредитных бюро к дополнительному привлечению различных адаптирующихся аналитических алгоритмов и сегментированию заемщиков, – рассказывает управляющий партнер Tengri Partners Ануар Ушбаев. – В Казахстане, к сожалению, информация, доступная в кредитных бюро, все еще достаточно скудна, и многие кредитно-финансовые организации вынуждены полагаться на такие примитивные метрики, как отношение известных расходов заемщика на оплату официальных банковских долгов к официальной заработной плате». В наших оценках мы допускаем возможность корректировки курса еще на 20% – до отметки 220 тенге за доллар, аналогично февральской девальвации".

Эксперт считает, что, учитывая низкую корреляцию между вероятностями дефолтов отдельно взятых заемщиков, грамотная диверсификация портфеля вместе с умной системой скоринга и динамического определения кредитных лимитов могут оптимизировать риски для банка.

«Однако все это очень складно работает только в годы макроэкономического роста и резко меняет характер в случае системных кризисов, в связи с чем излишне агрессивное наращивание портфелей потребительских кредитов в погоне за доходностью может оказаться недальновидной и неустойчивой бизнес-моделью», считает Ушбаев.

Масла в огонь подливают очередные девальвационные ожидания на рынке. «Ни для кого не секрет, что население и бизнес Казахстана всерьез обеспокоены возможной корректировкой отечественной валюты в ближайшее время, – говорится в сообщении Asyl Invest. – Такие ожидания во многом подогреты двумя факторами: падением цен на нефть и обвалом российского рубля. В наших оценках мы допускаем возможность корректировки курса еще на 20% – до отметки 220 тенге за доллар, аналогично февральской девальвации. Дополнительные прогнозы по справедливой стоимости акций базируются на наших оценках изменения финансовых результатов нижеперечисленных компаний в случае изменения курса. Тем не менее, за базовый сценарий мы принимаем плавное ослабление курса тенге против доллара до 185-188 в ближайшие 6-12 месяцев".

По мнению аналитиков Asyl Invest, Нацбанк РК к сегодняшнему дню проделал достаточно плодотворную работу по оздоровлению банковского сектора и улучшению качества кредитных портфелей. Очередная корректировка курса может свести на нет все эти усилия, и проблем в отрасли в итоге станет больше.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе


заместитель главного редактора Forbes Kazakhstan

 

Статистика

8924
просмотра
 
 
Загрузка...