Госдолг Казахстана рискует вырасти

13152

Как повлияют на госдолг Казахстана утвержденные до 2025 года параметры госбюджета, включая расходы и сокращенный трансферт из НФРК

ФОТО: © Depositphotos/Skorzewiak

Правительство Казахстана в рамках бюджетного правила определяет цену отсечения — цену на нефть, ограничивающую размер поступлений в НФРК, которые могут быть использованы как гарантированный трансферт в бюджет (зависит от прогнозного объема добычи нефти и рыночной цены на нефть); избыточные поступления средств аккумулируются в НФРК. На период до 2025 года определены параметры республиканского бюджета, а также гарантированные трансферты из Национального фонда РК (НФРК) на 1,9–2,2 трлн тенге и целевые трансферты на 2023 и 2024 годы в размере 1,0 и 0,4 трлн тенге соответственно. С 2023 года в стране будет применяться бюджетное правило, контрциклическая часть которого предполагает цену отсечения за баррель нефти на уровне $48,9 в 2023 году ($42,2 и 40,3 в 2024 и 2025 годах соответственно).

Трансфертная часть доходов бюджета ощутимо снизится после рекордных показателей 2020–2022 годов (4,5–4,8 трлн тенге), при этом бюджетные расходы в номинальном выражении увеличатся на 15% в 2023 году и на 4% в 2024-м. К 2025 году расходы бюджета вырастут еще на 5% и составят 27,7 трлн тенге.

Создает ли рост расходов при сокращении трансфертных поступлений из НФРК риск для баланса бюджета и формирует ли потенциал увеличения госдолга? Ответ на вопрос зависит от динамики доходов нетрансфертной части бюджета: налоговых и неналоговых доходов. По оценкам АКРА, к концу 2022 года ожидаемый рост нетрансфертных поступлений в номинальном выражении должен составить около 33% — крупнейший показатель за десятилетие. Во многом это связано с повышенной инфляцией, отчасти — с реализацией отложенного эффекта динамики экономической активности в 2020–2021 годах.

Дальнейшая траектория изменения объема нетрансфертных поступлений будет зависеть от темпов роста экономики, инфляционных волн, отложенного эффекта от решений в области налоговой политики (налоговых каникул, структуры налогового режима) и качества организации процесса налогообложения.

АКРА рассматривает три сценария возможной динамики нетрансфертных доходов госбюджета в 2023–2025 годах:

  • оптимистический, предполагающий увеличение нетрансфертных доходов на 20% в год в продолжение текущего тренда повышенных темпов роста;
  • базовый с ежегодным повышением доходов в среднем на 13% с учетом средних темпов роста за последнее десятилетие;
  • консервативный, при котором темпы роста составят в среднем 6% ежегодно исходя из самого низкого показателя за последние десять лет (без учета 2015 года, когда наблюдалось сокращение доходов, и пандемийного 2020 года с ростом показателя на 1%).

В зависимости от сценария результаты исполнения бюджета в 2023–2025 годах варьируются от внушительного дефицита до профицита. Базовый сценарий с ростом нетрансфертных доходов на 13% в год выводит бюджет на близкий к сбалансированному уровень в 2024–2025 годах.

Дефицит государственного бюджета Казахстана при трех сценариях ежегодного роста нетрансфертных доходов бюджета,% ВВП

 

Консервативный

Базовый

Оптимистический

2023 год

-5,4

-4,5

-3,6

2024 год

-2,9

-0,9

1,2

2025 год

-1,3

1,8

5,3

Источник: Министерство финансов Республики Казахстан, расчеты АКРА

Что может произойти с госдолгом Казахстана?

В рамках трех сценариев можно проследить разные траектории формирования потребности Казахстана в финансировании бюджета и потенциального роста госдолга в номинальном выражении. На конец 2025 года разбежка по величине государственного долга страны составляет от 12 трлн тенге до сокращения даже в номинальном выражении.

В первых двух сценариях отношение госдолга к ВВП сохраняется на умеренном уровне (20–25% ВВП) и приближено к текущим 24%. Оптимистический сценарий предполагает значительное сокращение госдолга к ВВП к 2025 году.

Стоит учесть, что бюджетная политика Казахстана, скорее всего, не будет ориентирована на снижение номинального госдолга, поскольку такого рода решение не рассматривается как таргет экономической политики при умеренном уровне госдолга. Более вероятен перерасчет иных параметров: расходов, трансферта из НФРК или обоих показателей с учетом бюджетного правила, начинающего действовать с 2023 года.

С учетом всех факторов можно сделать вывод, что на период до 2025 года даже в худшем из рассматриваемых сценариев госдолг Казахстана относительно ВВП не подвержен риску существенного увеличения. Скорее всего, он зафиксируется на уровне несколько выше или ниже текущего.

Возможные сценарии роста госдолга Казахстана

Источник: Министерство финансов Республики Казахстан, расчеты АКРА

P.S. АКРА прогнозирует рост ВВП в номинальном выражении на 17, 12 и 11% в 2023, 2024 и 2025 годах соответственно.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить