Как популярность программы льготного автокредитования довела её до «револьвера»

Программа льготного автокредитования, запущенная в Казахстане в апреле 2015, стала настолько популярной у казахстанцев, что уже с 2017 работает в «револьверном режиме». То есть новые автокредиты выдаются за счёт денег, погашенных действующими заёмщиками

Адиль Исмагамбетов
Фото: архив пресс-службы
Адиль Исмагамбетов

Всего за три года действия программы государство выделило через Банк развития Казахстана (БРК) 34 млрд тенге: первые два транша (15 млрд тенге и 11 млрд тенге) из Национального фонда - в 2015-2016, третий транш в сумме 8 млрд тенге из республиканского бюджета – в начале этого года. Все эти деньги на сегодня нашли своих заёмщиков. С учетом повторного кредитования, коммерческими банками, с которыми работает БРК (сейчас их семь), по программе освоено к настоящему времени 47 млрд тенге. На эти деньги казахстанцы смогли купить 11 500 автомобилей производства автозаводов «Азия-Авто» и «СарыАркаАвтопром».

Такая популярность льготных автокредитов легко объяснима: номинальная ставка по кредиту - 4% годовых (эффективная – не более 7,5% годовых), срок займа – до 7 лет (ранее срок был 5 лет). Стоимость автомобиля казахстанской сборки, который можно приобрести по программе (62 модели), - до 15 млн тенге.

- В целом спрос очень большой, и он намного превышает предложение. Даже если смотреть последний транш в 8 млрд тенге - его выдали в начале года, и практически за три месяца мы одобрили полную сумму в 8 млрд тенге. И освоение уже 82%, - признался в разговоре с журналистами управляющий директор БРК Адиль Исмагамбетов.

Револьверный характер автокредитования (а программа рассчитана на 20 лет) в настоящее время позволяет предоставлять порядка 400-500 кредитов за один квартал, или около 150 кредитов в месяц. То есть намного меньше, чем объём существующего спроса на новые автомобили локальной сборки. По оценкам представителя БРК, после освоения третьего транша возможности револьверного автокредитования увеличатся до 200 кредитов в месяц в ближайшие полгода. Но и этого будет недостаточно для удовлетворения текущего спроса со стороны заёмщиков. Почему? На этот вопрос можно ответить, посмотрев на статистику продаж автомобилей казахстанской сборки.

Каждое четвёртое авто локального производства продано на льготный автокредит

Как повлияла программа на казахстанский автопром? По данным Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром», в первом квартале производство легковых автомобилей в стране выросло по сравнению с аналогичным показателем 2017 в 2,1 раза, достигнув 6 494 единиц: 4 411 автомобилей (67,9%) приходится на долю «Азия Авто», 2 083 (32,1%) - «СарыаркаАвтоПром».

Участники программы льготного автокредитования приобрели в январе-марте 1 306 автомобилей, что составляет 24,2% от всего объёма продаж авто локальной сборки с начала года. Как видно, даже с учётом дополнительно выделенных в начале года 8 млрд тенге спрос на новые авто гораздо больше, чем объёмы предложения льготного автокредитования.

Всего с начала года казахстанцы потратили на приобретение новых отечественных легковых автомобилей 26,2 млрд тенге, что в 2,5 раза выше аналогичного показателя 2017.

Пятёрку наиболее востребованных брендов легковых авто казахстанской сборки за первый квартал составили Lada (2 556 единиц), Hyundai (1 143 единиц), KIA (530 единиц), Ravon (305 единиц) и JAC (259 единиц).

Кто и как долго рассматривает кредитную заявку

Сам процесс льготного автокредитования построен таким образом, что потенциальный покупатель приходит в автосалон и выбирает подходящую для него марку автомобиля. В основном в крупнейших автосалонах находятся и представители банков второго уровня, которые принимают заявку на кредит. Далее заявки проходят процесс одобрения в конкретном банке, и, после того как головные офисы соберут все заявки на автокредитование, головные офисы направляют заявку на согласование в БРК. Банк развития, в свою очередь, проверяет кредитную заявку только на предмет соответствия условиям программы.

- Срок не должен превышать 7 лет, стоимость автомобиля должна быть не более 15 млн тенге, и номинальная ставка вознаграждения установлена в размере не более 4% годовых. Если эти условия соответствуют, то далее мы направляем письмо в банк второго уровня и в Национальный банк. То есть согласовываем заявку, - сказал г-н Исмагамбетов.

Таким образом, непосредственно рассмотрением, проверкой платёжеспособности и одобрением займов физических лиц занимаются банки второго уровня- участники программы.

Согласно условиям программы, у БРК есть три рабочих дня на рассмотрение заявки, но по факту банк согласовывает её в течение одного рабочего дня, заверяет банкир. Однако всё же есть жалобы на медленное оформление льготных автокредитов, и о них знают в БРК.

- Есть, конечно, случаи, когда задерживается предоставление согласования кредитов банками второго уровня. Например, когда из регионов собираются заявки. Они направляются в головные офисы банков второго уровня, и головные офисы иногда задерживают в связи с тем, что ждут погашения ранее выданных займов. Когда они накапливают нужную сумму, уже повторно направляют заявки на согласование в БРК. Эта проблема довольно-таки часто возникает, и бывает, что банки второго уровня говорят, что это задерживает Банк развития Казахстана. На самом деле мы согласовываем все заявки в течение одного рабочего дня, - подчеркнул управляющий директор БРК.

Что касается контроля со стороны БРК целевого использования средств по программе, «у банков второго уровня есть специальные счета, открытые в Национальном банке, и по мере погашения они на ежемесячной основе повторно направляют их на специальные счета в Национальном банке, и в дальнейшем они также осваиваются на револьверной основе также со специальных счетов в Национальном банке».

На сегодняшний день доля проблемных автокредитов, выданных по программе, низка.

- Невозвратные кредиты в рамках автопрома есть. Данная сумма на сегодня составляет порядка 17 млн тенге, и это всего лишь 0,05% от общей суммы программы, - проинформировал Адиль Исмагамбетов.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4227 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
14 августа родились
Еркен Касеев
Генеральный директор ТОО «АмангельдыГаз»
Малик Салимгереев
управляющий директор фонда национального благосостояния «Самрук-Казына»
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить