Почему британская BAE Systems сократила свою долю в «Эйр Астане»

40835

И собирается ли компания выходить из состава акционеров казахстанского перевозчика

Фото: © Depositphotos.com/brokenrecords

Прошедшее в феврале первичное размещение акций казахстанской группы компаний АО «Эйр Астана» привело к перераспределению долей акций. Так, доля ФНБ «Самрук-Казына» составила 41% (до IPO фонду принадлежал 51%), доля BAE Systems (Казахстан) Limited – 15,3% (ранее – 49%). Размещение бумаг на трех площадках – казахстанских KASE и AIX и лондонской LSE – принесло авиакомпании $370 млн, что соответствует оценке в $847 млн.

По мнению экономиста Алмаса Чукина, группу на IPO оценили выше прогнозов.

- Есть простая экономическая истина: когда оценку даёт рынок - это и есть настоящая оценка. Мы можем сколько угодно рассуждать о справедливой цене, но справедливая цена образуется в момент, когда покупатель готов эту сумму заплатить, а продавец готов эту сумму принять. Можно только обсуждать, больше цена или меньше той, что мы ожидали. Она больше ожидаемой, - отметил он. - У компании почти $600 млн долгов, точнее обязательств, - прямого долга у неё очень мало, есть большие обязательства: самолётный парк почти весь взят в лизинг. Фактически на IPO продали будущие доходы, то есть продали хорошо работающую компанию, у которой есть cash-flow.

В самой группе итогами размещения тоже удовлетворены. «Листинг в Лондоне и Казахстане демонстрирует прочную основу группы Air Astana и перспективы увеличения количества авиаперевозок на наших ключевых рынках. Мы уверены, что IPO способствует следующему этапу роста группы с учетом ее планов дальнейшего расширения парка воздушных судов и инициатив по увеличению операционной гибкости, - заявляют в авиакомпании. - Благодаря исключительно высокому уровню спроса со стороны как институциональных, так и розничных инвесторов количество заявок на IPO многократно превысило предложение. Общий размер сделки IPO составит около $370 млн (в случае полного исполнения опциона на дополнительное размещение), при этом общий спрос на казахстанском рынке превысил $483 млн».

Что касается резкого, в 3,2 раза, уменьшения доли представительства британской компании BAE Systems, то пресс-служба материнской компании так осветила этот вопрос: «Хотя Air Astana не является основной частью нашего портфеля, это процветающий, хорошо управляемый бизнес, и мы остаемся поддерживающим его акционером. Первичное публичное размещение акций представляет собой прекрасную возможность для других инвесторов и создаст дополнительную ликвидность для инвестиций в группу, чтобы ускорить ее следующий этап роста и поддержать дальнейший долгосрочный успех перевозчика».

Как отмечают в британской компании, «BAE Systems стала акционером Air Astana еще в 2001 году, когда компания имела значительное присутствие в коммерческой авиакосмической отрасли и искала инвестиционные возможности на международном уровне. BAE Systems инвестировала $8,5 млн в 2001 году, и с тех пор никаких дополнительных финансовых вложений не было».
Алмас Чукин со своей стороны напомнил версию прихода BAE Systems как инвестора в авиационную отрасль Казахстана, которую ему «пересказывали разные люди».

- До Air Astana были нацкомпании «Казахстан ауе жолы», «Эйр Казахстан» - и все они с треском обанкротились, что вызвало гнев первого президента. И параллельно шла другая история: на тот момент Казахстану понадобилась система противовоздушной обороны. Объявили международный тендер, который, правда, сильно взволновал Москву, но тем не менее свои предложения дали несколько компаний, в том числе BAE Systems. И ей предложили продать Казахстану ПВО и одновременно вложиться в национальную авиакомпанию. Говорят, в BAE Systems пошутили: «Вообще-то мы сбиваем самолёты, мы оборонная компания», но их все же уговорили на этот проект. Британский подход оказался полезным, они помогли наладить менеджмент, и авиакомпания получилась, - констатировал эксперт.

Алмас Чукин
Алмас Чукин
ФОТО: © Андрей Лунин

На вопрос, почему британская компания с 49% до 15,3% уменьшила свою долю в АО «Эйр Астана», Алмас Чукин предположил, что «теперь BAE Systems делать в Казахстане особо нечего».

- ПВО они так и не продали, но деньги заработали - получили порядка $300 млн от продажи акций. Ждать прироста акций им не нужно: BAE Systems - не инвестиционная компания. Строго говоря, Air Astana для британцев - непрофильный актив, и, возможно, они вообще хотели уйти. Но если бы они объявили об уходе из Air Astana, IPO могло не состояться, потому что один из факторов привлекательности размещения для иностранных инвесторов - это то, что в группе есть профессиональный партнёр, который страхует от всяких случайностей, - сделал вывод собеседник.

BAE Systems — крупнейшая оборонная компания Великобритании, основанная в 1999 году путем слияния сначала двух, а потом ещё нескольких компаний, занимающихся разработкой и производством вооружений, систем в области авиации, флота и информационной безопасности.

Air Astana (АО «Эйр Астана) - группа авиакомпаний, базирующаяся в городе Алматы. Компания создана в 2001 году как совместное предприятие фонда национального благосостояния «Самрук-Қазына» и британской компании BAE Systems PLC. В мае 2019 года запустила низкобюджетную авиакомпанию FlyArystan. Авиапарк группы состоит из 50 самолетов, выполняющих рейсы почти по 100 направлениям.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить