Выбраться из ловушки

 

Автор: Аскар Байтасов
управляющий директор компании AB Restaurants
другие посты автора

Почему казахстанские «форбсы» инвестируют в диверсифицированный бизнес, а не в уникальный продукт

Нам посчастливилось жить и трудиться в самом развитом государстве Центральной Азии. Наша экономика является второй по величине среди постсоветских стран. Наши ресурсы и покупательская способность дали возможность бизнесменам создавать предприятия и развивать их, зарабатывая себе капитал.

Именно капитал – вот на что начинают ориентироваться предприниматели, пройдя этап становления и признания, выходя на новые направления. Зарабатывая всё больше, они отходят от операционной деятельности в пользу инвестиционной, чтобы имеющийся у них капитал работал и рос. В стране появились СМИ, способные оценить их труд, в частности, своеобразная шкала для круга крупных бизнесменов – список Forbes Kazakhstan. Чем бы ты ни занимался, сколько бы нефти ни качал, сколько бы товаров ни продавал, в крупных масштабах всё меряется только одним критерием – капиталом и твоим местом в рейтинге.

В поисках путей увеличения капитала отечественным бизнесменам становится интересно, чем же занимаются их коллеги в стране – родоначальнице данного жанра. Открывая список американского Forbes, мы видим, что зарабатывать можно буквально на всём, лишь бы иметь какой-то успешный продукт – и миллиардное состояние не за горами. Последний в их списке почти соответствует нашему номеру «один».

Казахстанские «форбсы» в расчете создать большие капиталы инвестируют в диверсифицированный бизнес. Каждый из наших предпринимателей, активно вкладывающих в ретейл/услуги/заводы и наращивающих товарооборот, неизменно упирается в один фактор – ёмкость рынка. Она ничтожна мала. Невозможно создать компанию, скажем, в ретейле стоимостью свыше $100, 200, 300 млн. А жаль, ведь у списка Forbes Kazakhstan только нижняя планка почти $100 млн. Приходится думать шире, смотреть дальше – диверсифицироваться, искать более ёмкие рынки, пробовать и тут, и там: банковская сфера, девелопмент, нефть, газ. При этом зачастую теряются фокус, качество, перспективы по созданию лучшего продукта в своей сфере и возможного выхода на глобальные рынки.

Между тем, большинство участников, в том числе первой десятки, рейтинга американского Forbes занимаются только одним основным бизнесом, всю свою жизнь посвящая уникальному продукту, становясь лучшими в этой сфере в глобальных масштабах и создавая огромный капитал. Даже те немногие, у которых в портфолио значатся несколько направлений, управляют ими через один профессиональный инвестиционный фонд, которым сами же оперируют. Потому что никто другой, кроме них, не может обладать столь сильной мотивацией, чтобы приумножать нажитое.

В Казахстане приходится осознавать, что, несмотря на преимущественное положение в регионе, наша экономика в сотни раз меньше американской. Создание диверсифицированного бизнеса – единственная возможность обрести здесь капитал определенного уровня. Но это же и ловушка. Ведь диверсификация никогда не вела к улучшению качества, мы теряем наши конкурентные преимущества, перспективу создавать какие-то лучшие в мире товары и, соответственно, заработать действительно большие состояния.

Однако рано или поздно какой-нибудь наш соотечественник решит долго и упорно трудиться на благо одного великолепного продукта, который узнают миллионы, добьется своего и выйдет на глобальные рынки. И в конце концов займет свое место в том самом – большом – списке.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

13928
просмотров
 
 
Загрузка...