Презумпция виновности

Автор: Жомарт Ертаев

Если смотреть на мир глазами тех, кто ждет милости от государства, то именно что-то сами делающие вызывают наибольшее подозрение

Мы все родом из детства, а общество наше, как ни крути, родом из СССР. 

Многие ждут милости от государства, видимо еще по старой привычке, другие же – их, к сожалению, пока меньшинство – пытаются сами что-то сделать, чтобы получить желаемое благополучие или статус.

С точки зрения здравого смысла именно так и надо поступать – брать и делать. Но если смотреть на мир глазами людей, которые только ждут милости от общества или государства, то именно делающие вызывают наибольшее подозрение. В самом деле, если государство и общество должно всем и каждому, то чего же эти выскочки суетятся, может они хотят получить больше, чем причитается?.. Так почти любой «делатель» становится сначала выскочкой, которому «больше всех надо», потом виноватым – только лишь потому, что начал что-то делать сам. Так появляется Презумпция Виновности. Давайте посмотрим на нее с разных сторон.

Бизнесмен начинает новое дело или модернизирует старое производство… Виновен!

Судья выносит оправдательный приговор предпринимателю. Оправдал? Бизнесмена, который сам что-то делал, а не ждал милости свыше? Судья виновен!

Чиновник выступил с инициативой нового проекта. Что? Проект от чиновника???!!! Явно хочет хапнуть и сбежать. Или в лучшем случае родственников своих пристроить. Виновен!

Вчерашние созидатели сегодня начинают также клеймить, следуя за мнением толпы. Так Презумпция Виновности входит в жизнь каждого из нас. И рождается общество тотального недоверия.

Ну и что тут такого, казалось бы? А следствия у Презумпции Виновности деструктивные – снижение инициативы, разобщенность и откровенная вражда внутри общества, атмосфера всеобщей подозрительности. Если этот тренд станет доминирующим, о поступательной эволюции и развитии экономики и общества можно будет забыть.

Если последствия тотальной Презумпции Виновности столь деструктивны, то ключевым становится вопрос, что и как можно сделать, чтобы нейтрализовать этот феномен массового сознания или хотя бы уменьшить. Начинать лучше с себя, так как массовость этого явления берет начало в подозрительности и недоверии каждого. Так я пришел к простым и понятным правилам, они подходят каждому.

Первое правило. Начни с себя. Не завидуй успеху и богатству другого. Не кичись собственным богатством и успехом. И, следовательно, если кто-то из моих знакомых захочет сделать что-то или попробовать себя в новом деле или должности – я всегда буду вслух поощрять инициативу, целью которой является повышение благосостояния или положения. Когда все будут поощрять инициативных хотя бы похвалой или моральной поддержкой, Презумпция Виновности делающих будет ослабевать. 

Правило второе. Если я сталкиваюсь с ситуацией, когда кто-то принимает решения – судья ли или чиновник, да кто угодно – буду изо всех сил гнать от себя общепринятые мысли «он куплен» или «лишь бы хапнуть». «Своим недоверием  мы оправдываем чужой обман», - это не я сказал, а Ларошфуко. Доверие к решениям других, сколь бы ни были подозрительны их инициативы, - вот еще один способ ослабить тотальную Презумпцию Виновности в обществе. И поверьте, я как никто другой знаю цену этим словам.

Правило третье. Искать и находить решения и ситуации с «положительной общей суммой», когда от дела или инициативы одного выигрывают многие. В данном случае максимальная прозрачность должна помочь донести до тех многих их выгоду от чьей-то инициативы.

Не думаю, что я изобрел велосипед, однако я уверен, что если каждый услышавший меня хотя бы раз в день остановит себя от бездоказательного клеймения виной или, еще лучше, поддержит инициативу, Презумпция Виновности в обществе будет постепенно ослабевать. Тогда и появится шанс. У каждого и у всех.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2902 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить