Этнос - это культурно-бытовая общность, а не кровное родство

Автор: Канат Нуров
президент Алматинской высшей школы управления и научно-образовательного фонда «Аспандау»

Национальные государства даже в моноэтничных странах Европы имели изначально общегражданский, а не этнократический характер

Благодаря государству граждане страны получают, прежде всего, два общественных блага: образование и безопасность личности, без которых её свобода немыслима. Сознательная, героическая смерть Газиза Байтасова при исполнении служебного долга в Таразском теракте напомнила всем казахстанцам об изначальной ценности государства, несмотря на всю присущую правительствам угрозу для свободы личности. Конкурентоспособность нации, как необходимое условие всеобщего уровня для конкурентоспособности наших предприятий, товаров и граждан в мире, начинается с национальной идеи. В мире нет вещей, и нации – не исключение из них, в основе которых не лежали бы идеи этих вещей как их назначения и сущности.

Национальную идею часто смешивают с государственной идеологией, но национальная идея как историко-культурный феномен намного шире и является основой любого общества. Общество как общечеловеческая ценность общения существует всегда конкретно в виде какого-либо этноса или народа. Поэтому национальная идея объективно существует как интегрирующее начало общества. Следовательно, говорить о формировании национальной идеи несколько некорректно. Её можно только познавать, и приобщаться или не приобщаться к образу жизни, в котором она реализовывается. И поскольку национальная идея даёт ответ на вопрос «кто мы есть», в чём наш характер, то постольку она неразрывно связана с ответом на вопрос «куда мы идём», в чём наша миссия.

На практике любая социальная общность может и не осознавать свою национальную идею, отрицая связь своей культуры с историей и природой. Национальная идея может быть искажена, неразвита или вообще не реализована. В последнем случае мы будем иметь дело с исчезновением духа народа и превращением его в другой народ, несмотря на прежнее имя и генетические связи. К примеру, современные монголы (халха) - это не древние монголы, а греки - это совсем уже не древние греки. Этнос – это культурно-бытовая общность, а не антропологическая и, уж тем более, не кровнородственная. Это касается даже малых народов. В любых групповых стереотипах поведения скрыта национальная идея как нормативная ценность, инстинктивно воспринятая всеми как причина и цель сосуществования.

Национальная идея - это историческая функция природного характера народа. Вот что скрывает от нас история, вот почему войны возможны. Целые народы не заставить воевать только за материальные интересы, о них можно всегда договориться. Но если при этом наличествует угроза их культурному образу жизни, то люди не противятся войне. Целые государства и народы исчезают в войнах по причинам иррационального поведения, которое описано в биологии относительно животных. Идеология государства как гражданской территориальной общности может и не учитывать объективную данность объединяемых им национальностей, но их этнические культуры всё равно будут существовать. Но в таком случае они будут реализовываться вне государства разрозненными элитами многонационального гражданского населения, которому не будет суждено стать единым Народом (нацией).

Игнорировать национальности с их этнической культурой также нельзя, как игнорировать нации с их гражданской и общечеловеческой культурой. Если мы, казахи, будем закрыты к остальным казахстанцам, к России как ближайшему соседу и к миру в целом, и препятствовать тем самым глобальному накоплению информации, то глобализация просто сметёт нас как политическую нацию, и казахи как титульная национальность могут потерять своё национальное государство. Национальные государства даже в моноэтничных странах Европы имели изначально общегражданский, а не этнократический характер. Конечно, если мы будем внедрять общечеловеческие и демократические ценности без учёта особенностей титульной национальности, то общегражданские цели национального государства тоже будут обречены на провал, угрожая потерей этнической самобытности казахов. Потеря казахского языка и искусства – потеря не только для Казахстана, но и для всего человечества. Другого государства казахов в мире нет. Информация как мера организованности накапливается только благодаря различиям, а не однородности. А этносы как раз и существуют изначально на уровне разнообразного этнического происхождения (национальностей). Но этносы могут и должны существовать и на более высоком, интегрированном уровне всего Народа, т.е. гражданства (нации). Когда-нибудь под национальностью мир будет иметь в виду только гражданство…

...(продолжение следует)

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
3447 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
25 февраля родились
Аскар Аукенов
главный редактор журнала Forbes Kazakhstan
Жанар Абдыкаримова
независимый директор АО «Фонд недвижимости «Самрук Казына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить