Как избежать укрытия преступлений от учета?

 

Автор: Алия Кулубекова
кандидат юридических наук, адвокат
другие посты автора

В новом УПК РК нет ни слова о правилах приема и регистрации заявлений, которые утвердил Генеральный прокурор

Новшеством Уголовно-процесуального кодекса РК, который вступил в силу 1 января 2015, стал иной порядок учета заявлений и сообщений об уголовном правонарушении путем регистрации их в Едином реестре досудебных расследований (ЕРДР).

Идея обязательного проведения досудебного расследования по всем заявлениям и сообщениям об уголовных правонарушениях (за исключением дел частного обвинения) юристы-практики восприняли неоднозначно, поскольку в новом УПК РК исключена стадия доследственной проверки, а вместе с ней – и возможность обжаловать в суде ее итоговые решения в виде постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и постановления о возбуждении уголовного дела.

Но самое главное, на наш взгляд, то, что с исключением доследственной проверки из УПК РК мы утратили право привлечь к персональной ответственности должностных лиц – сотрудников правоохранительных органов, укрывших преступление от регистрационного учета путем незаконного отказа в возбуждении уголовного дела.

Если раньше, по старому УПК, персональную ответственность за незаконно вынесенное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела несло должностное лицо, подписавшее этот документ, то сейчас отследить, кто виноват в том, что заявление не зарегистрировано в ЕРДР и по нему не проводится досудебное расследование, весьма сложно. В новом УПК РК не предусмотрена даже форма процессуального документа, который выносится в случае отказа в регистрации заявления об уголовном правонарушении в ЕРДР, и не указано, в какие сроки и кем принимается решение об отказе в регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в ЕРДР. По этой же причине заявитель не может понять и мотивы, по которым должностное лицо правоохранительного органа посчитало, что достаточных оснований для регистрации его заявления об уголовном правонарушении в ЕРДР и проведения досудебного расследования по нему не имеется.

Для наглядности приведу пример. Заявление об уголовном правонарушении сдается заявителем в правоохранительный орган, где отписывается одному должностному этого органа, который, посчитав, что в заявлении отсутствуют достаточные данные, указывающие на признаки уголовного правонарушения, в течение 3 суток направляет его для проверки (без регистрации в ЕРДР) на рассмотрение другого уполномоченного госоргана. В этих действиях, казалось бы, не усматривается укрытие преступления от учета, ведь он направил заявление на проверку другим должностным лицам, а мотивы, по которым он не нашел достаточных оснований для регистрации заявления в ЕРДР, нигде им не изложены так как это не предусмотрено новым УПК РК. Имеется только сопроводительное письмо о перенаправлении заявления в другой орган для проверки. Другое должностное лицо другого уполномоченного органа, получив это заявление, вправе отказать в его регистрации в ЕРДР. К примеру, оставить документ без рассмотрения в номенклатурном деле на основании рапорта с согласия своего руководителя, то есть без вынесения какого-либо итогового процессуального документа (постановления) об этом. Рапорт не является процессуальным решением и, как правило, не является мотивированным документом со ссылкой на нормы права.

А поскольку в новом УПК РК обязанность должностного лица выносить процессуальный документ об отказе в регистрации заявления в ЕРДР не прописана, также как и сроки принятия такого решения, судьба заявления и сведения о должностном лице, принявшем решение, заявителю недоступны.

Частью 3 статьи 180 УПК РК определение порядка приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также порядка ведения ЕРДР возложено на Генерального прокурора РК, который утвердил Правила приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также ведении ЕРДР (Правила). Однако эти Правила, на наш взгляд, не совсем согласуются с нормами УПК РК и, по сути, косвенно возвращают нас к прежней системе их регистрации в Книге учета информации (КУИ), которая уже не применима к новому порядку обязательного проведения досудебного расследования по всем заявлениям, сообщениям об уголовных правонарушениях после их регистрации в ЕРДР.

Правила вновь напоминают нам старый порядок регистрации. В КУИ фиксируется вся поступающая информация об уголовных правонарушениях, которая а затем просеивается. В итоге ода делится на две категории. Одни – это заявления и сообщения, которые подлежат регистрации в ЕРДР с проведением досудебного расследования. Остальные либо оставляются без регистрации без рассмотрения и хранятся в номенклатурном деле (наряд), либо направляются в другой госорган для ревизий и проверок (или привлечения к административной и дисциплинарной ответственности), либо направляются по территориальности или подведомственности, либо приобщаются в КУИ или ЕРДР.

В итоге Правила не поддерживают новую идею УПК РК, в котором не предусмотрен порядок отбора заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, описанный в Правилах.

Согласно части 1 статьи 185 УПК РК, орган уголовного преследования обязан принять и зарегистрировать заявление, сообщение о любом готовящемся, совершенном либо совершаемом уголовном правонарушении. Заявителю выдается документ о регистрации принятого заявления или сообщения об уголовном правонарушении.

В Правилах же появляются новые термины: «информация об уголовном правонарушении» и «Книга учета информации», не существующие в УПК РК. Они заметно изменяют установленный кодексе порядок начала досудебного расследования с обязательной регистрацией заявлений в ЕРДР и решение законодателей придать заявлению об уголовном правонарушении характер безоговорочного повода к началу досудебного расследования.

Согласно части 1 статьи 1 УПК РК порядок уголовного судопроизводства на территории РК определяется Конституцией РК, конституционными законами, Уголовно-процессуальным кодексом РК, основанными на Конституции РК и общепризнанных принципах и нормах международного права. Положения иных законов, регулирующих порядок уголовного судопроизводства, подлежат включению в настоящий Кодекс.

Но как Правила, которые не являются законом, могут изменять УПК РК – составную часть уголовного законодательства страны?! Они не подлежат включению в УПК РК и не могут изменять либо дополнять его путем изменения, на наш взгляд, смысла статей кодекса.

Предлагаемый в Правилах порядок регистрации информации сначала в КУИ, а потом выборочно в ЕРДР, на наш взгляд, не соответствует УПК РК и требует пересмотра с исключением из Правил термина «информация об уголовном правонарушении» и «КУИ» и приведением их в соответствие с нормами нового УПК РК.

В случае же, если требуется сохранить существующий порядок регистрации заявлений и сообщений (сначала в КУИ, а потом выборочно в ЕРДР), надо внести изменения в УПК РК с введением этих терминов, а также установить сроки принятия решений об отказе в регистрации заявлений в ЕРДР, определить форму принятия такого решения, и ввести нормы о персональной ответственности должностных лиц, осуществляющих отказ в регистрации заявлений и сообщений в ЕРДР.

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
 

Статистика

13953
просмотра
 
 
Загрузка...