Дело Кайрата Жамалиева стало лакмусом для общества

13654
Автор: Жарас Ахметов
директор ТОО «OilGasProject»

Четыре вывода о нашем обществе из дискуссии вокруг избиения Алиби Жумагулова

Предупреждаю заранее: никаких версий происшедшего я не строю. Разговор пойдет о выводах, которые следуют из дискуссий об избиении молодого человека Алиби Жумагулова, в котором обвиняют известного столичного бизнесмена Кайрата Жамалиева.

Вывод первый: недоверие к системе правосудия

История жестокого избиения всколыхнула казахстанские социальные сети, в первую очередь - казахстанский сегмент Facebook. Сообщения, появлявшиеся одно за другим, были переполнены эмоциями: ужас, гнев, тревога.

Пользователи социальных сетей тревожились, что, как уже неоднократно бывало ранее, совершивший избиение уйдет от справедливого возмездия. Информация о том, что двух из трех подозреваемых (третий в розыске) арестовали на два месяца, уровень тревожности слегка понизила, но не сняла. Теперь в Сети обсуждают, как предприниматель избежит, в конце концов, наказания.

Это говорит о том, что наше общество не верит в отечественную систему правосудия. И это гораздо страшнее факта жестокого избиения Алиби.

Правосудие – хребет государства. Нет доверия к правосудию - нет доверия ко всему государственному устройству.

Вывод второй: нетерпимость

Случившееся показало, что мы – общество с низким уровнем терпимости. Еще мало информации, еще нет достоверных фактов о произошедшем, но общество вынесло свой вердикт – виновен! - и теперь обсуждает, как бы построже наказать.

Робкие и одинокие голоса, призывающие не спешить, дождаться, когда картина происшедшего станет более ясной и достоверной, подвергаются жестокой обструкции.

Мы стали обществом, не желающим слышать и воспринимать чужую точку зрения по любой теме.

И это тоже страшно, потому что показывает невозможность достижения общественного консенсуса в принципе, в том числе и по самым важным для страны вопросам, включая видение нашего будущего.

Вывод третий: манипуляция общественным сознанием

Общество с готовностью приняло единственную версию произошедшего, не дожидаясь альтернативных изложений.

Чем меньше достоверной информации, чем больше слухов и сплетен - тем легче манипулировать общественным мнением.

Скупость предоставления государственными органами информации уже давно стала системой. Нашим государственным мужам невдомек, что, чем меньше они делятся с обществом информацией, чем реже они общаются с обществом, чем менее откровенны они, тем больше общественное мнение поддается манипуляции? Но манипулировать могут не только в их интересах. И это большая опасность для нашего будущего.

Вывод четвертый: стихия и культура

В 1909 была опубликована статья Александра Блока «Стихия и культура». Она заканчивалась следующими словами:

«Мы еще не знаем в точности - каких нам ждать событий, но в сердце нашем уже отклонилась стрелка сейсмографа. Мы видим себя уже как бы на фоне зарева, на легком, кружевном аэроплане, высоко над землею; а под нами - громыхающая и огнедышащая гора, по которой за тучами пепла ползут, освобождаясь, ручьи раскаленной лавы».

Недоверие к правосудию, а значит, и к государству, нетерпимость, податливость манипуляциям показывают, что стрелка сейсмографа отклонилась.

И наш выбор – плюнуть на это и жить как живем или все-таки попытаться что-то поправить.

P.S.

Я, как и каждый человек, имею право на собственный "вердикт" по делу об избиении Алиби Жумагулова. Но в моем личном, персональном суде действует принцип равенства сторон и состязательности. И пока я не услышу и не оценю все точки зрения (важно, чтобы они шли из первоисточников), свой вердикт выносить не буду.

P.P.S.

Раздавались редкие голоса с вопросом: почему общество отреагировало только на этот случай и остается равнодушным к другим преступлениям, нередко более жестоким и циничным?

Пока у нас не будет обязанности государственных органов раскрывать информацию, пока наши независимые СМИ будут финансово слабы, пока у нас не будет неправительственных организаций, занимающихся защитой граждан и живущих за наши взносы, так и будет происходить.

Есть четкая грань интересов социального статуса пользователей социальных сетей. Всё, что за этой гранью, – другой, чужой мир. И как он живет - нам неведомо. Более того, знать мы этого не хотим.

Источник: Страница Жараса Ахметова в Facebook. Отредактировано и публикуется с разрешения автора.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить