Про штрафы за «неправильные» шины

13803
Автор: Михаил Кленчин

Имеют ли право вооруженные линейкой дорожные полицейские определять, на какой резине вы ездите

Когда бамбук курят папуасы из племени мумба-юмба, это нормально, позитивно и познавательно с точки зрения этнографии. Но как только чем-то подобным начинают заниматься в высокоэтажных кабинетах не хухры-мухры какого-то там племени, а целого МВД, то меня лично это озадачивает. Слава богу, у наших правоохранителей трезвый рассудок, неизменная логика мышления, блестящие познания в целом и в юридической науке в частности. Не зря верхние образования имеют. Поэтому галлюцинируют они, скорее всего, лишь по недоразумению, случайно принесенному в открытое окошко теплым чуйским ветерком.

Понять и простить оплошность братии в фуражках рекомендовано было еще персонажем из замечательной советской комедии, полагавшем, что грешно смеяться над больными людьми. Тем паче это может оказаться не только грешно, но даже вредно для здоровья почек и сохранности челюсти. Лучше, как мне кажется, в унисон посмеяться удачной предзимней шутке, а к январю, глядишь, и отпустит.

А пока все никак не отпускает, и полицейские планируют с 1 января вооружиться линейками для измерения кое-чего. А именно – протектора шин. Причем мерить будут или глубину, или высоту – еще не определились. Я, конечно, молчу о том, что линейка –измерительный инструмент, а потому под большим вопросом стоит ее использование при возбуждении дел об административных правонарушениях, ибо тогда нужно отнести к сертифицированным специальным контрольно-измерительным техническим средствам, и проводить метрологическую проверку каждой линейки, как это сделали в свое время с фоторадарами, измеряющими скорость.

Ладно. Можно объявить линейковый тендер (как-никак, госзакуп, а как иначе?!), выявить лучшего поставщика, предварительно рассчитав износостойкость, потребность на год, возможные утраты при проведении оперативно-розыскных мероприятий и случайных повреждений в ходе исполнения трудовых обязанностей (линейки иногда ломаются, когда ими спину чешешь). Выделить из бюджета бабло (его у нас много, чай не кризис на дворе), отобрать распилочный инвентарь у максимально большего количества околотендерных браконьеров, да поддержать продажи какого-нибудь заморского LTD. С этим проблем не имеется, все отлажено покруче швейцарского часового механизма. Только траблы возникнут чуть позже, примерно как с парковкой авто вдоль дорог, которую сначала запретили, а потом Комитет административной полиции вынужден был оправдываться, мол, не бойтесь, граждане, паркуйтесь, где желаете, нарушайте закон.

Но проблема в том, что часть 4 статьи 461 КРК об АП, по которой полицейские затейники решили штрафовать водителей с применением нано-линеечных технологий за отсутствие зимних шин, предусматривает ответственность за управление транспортными средствами, не отвечающими установленным правилам обеспечения безопасности дорожного движения. А пресловутый технический регламент Таможенного союза устанавливает правила обеспечения безопасности продукции и относится исключительно к законодательству о техническом регулировании, а не к законодательству о безопасности дорожного движения! А поэтому полицейские имеют к нему отношение примерно такое же, как балерина к станкостроительному заводу, несмотря на то, что она тоже работает у станка.

То есть существует законодательство о дорожном движении. К нему относится Венская Конвенция о дорожном движении, Закон РК о дорожном движении, Правила дорожного движения, а также Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. И только за неисправности, указанные в этом перечне, полицейские могут штрафовать по ч. 4 ст. 461 КРК об АП. Любой желающий может открыть перечень или даже вывернуть его наизнанку, но ни слова о зимних шинах не обнаружит. Там есть только про высоту протектора вообще, которая для легковых – не менее 1,6 мм. Но про зимние шины – ау, где?

Потому что про зимние шины говорится в законодательстве из другой области. А именно – в законодательстве о техническом регулировании, к которому относится и Технический регламент. Некоторые спросят: «Как же так, ведь в Техническом регламенте написано, что запрещается зима без зимних шин!». Всё верно, написано, не отрицаю. И нарушение законодательства в области технического регулирования за продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов, влечет ответственность по п. 1) ч. 1 ст. 317 КРК об АП. Однако привлекать по ней могут не водителей, а только производителей и продавцов автомобилей. И даже возбуждать дела по этой статье и рассматривать их полиция права не имеет. Ибо это – по части Министерства индустрии и торговли, а не Министерства внутренних дел.

Как бывало уж не раз, снова перепутали сладкое с круглым. Сгрузили в одну кучу зимние шины, линейки, остаточную величину протектора и перепутали две разных области законодательства – о дорожном движении и о техническом регулировании. Кто-нибудь, откройте форточку, проветрить бы!

P.S. От себя лично. Считаю, что зимние шины зимой – вещь необходимая и очень важная. Придурков на летних голых шинах давно пора было начать как минимум распределять равномерно по поверхности той самой «лысой» покрышки (для улучшения результатов торможения). Однако делать это следует по закону, не создавая почвы для коррупционных нарушений и вымогательств.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить