Дуальное образование как двигатель индустриализации

8230
Автор: Андрей Лаврентьев
президент Ассоциации казахстанского автобизнеса

Как решить проблему кадрового голода на предприятиях

Промышленное производство в Казахстане ощущает определенную нехватку сотрудников, прежде всего, из-за быстрого прироста мощностей. Кроме того, у нас наблюдается разрыв между тем, что дает образование, и потребностями индустрии, для которой готовят кадры. Считаю, что нужно серьезно относиться к этой проблеме, потому что она является существенным риском для индустриализации, так сказать, ее тормозом.

На мой взгляд, сейчас наступил момент, когда необходимо заняться усовершенствованием системы образования и подготовки кадров. Как сказал известный американский финансист и филантроп Майкл Милкен, "будущее любой страны базируется на образовании. Это инвестиции в будущее. Сложно конкурировать со странами, которые уже это осознали".

Этой проблемой сегодня плотно занимается Национальная палата предпринимателей. Вопрос внедрения дуального образования как меры борьбы с кадровым дефицитом обсуждается регулярно. И все крупные производственные площадки уже внедряют на предприятиях данную систему.  НПП выступает одним из драйверов и стимуляторов этого процесса.

Для себя мы выбрали автодорожный колледж в Костанае. Ежегодно суз выпускает примерно 2 тысячи специалистов. Однако полученной во время обучения теории выпускникам недостаточно для полноценной работы на производстве, поэтому нам приходится доучивать их на местах работы.

Для решения проблемы есть два пути. Первый – мы обучаем преподавателей, помогаем в составлении новых образовательных программ и методик. В последующем эти знания и навыки передаются учащимся. Однако этот способ долгий и трудоемкий, процесс занимает 3-5 лет.

Второй вариант - мы берем студентов, которые ничего пока не знают, и приводим их на предприятие, где они получают конкретные узкоспециализированные знания о том, что необходимо делать каждый день на производстве, то есть полностью обучаем конкретной задаче. При этом теорию будущий сотрудник изучает в колледже. Причем базовых знаний, полученных в сузе, хватит, чтобы при необходимости сменить специальность. Нашей же задачей остается создание таких условий труда, чтобы человек, на обучение которого были затрачены определенные ресурсы, все-таки пришел работать к нам. Но даже если студенты, которых мы обучили, уйдут в последующем работать на другое предприятие, мы будем считать это вкладом в развитие казахстанской промышленности.

На сегодняшний день это единственный способ, благодаря которому мы можем получить профессиональных узких специалистов, которые не остановят процесс индустриализации нашей страны. Нам нужно в течение 2-3 лет сократить дефицит сотрудников, обучить тысячи специалистов, а сделать это качественно можно только без отрыва от производства.

Через несколько лет после внедрения дуального образования, безусловно, такого кадрового голода уже не будет, система продолжит работу, обеспечивая Казахстан профессионалами высшего разряда. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить