Назад в будущее

3647
Автор: Айдан Карибжанов
бизнесмен

«Антикризисные меры» застывают и из временных превращаются в постоянные

В The Economist очень интересная статья, даже эссе про влияние глобальных кризисов на финансовую систему. Кстати, авторы считают, что таковые имели место в 1792, 1825, 1857, 1907, 1929 годах. За достаточно скучным анонсом - увлекательное изложение и некоторые забавные факты.

Для начала изящное определение: «По сути, финансы делают две вещи. Во-первых, финансы служат экономической машиной времени. Они помогают тем, у кого есть избыток дохода сегодня, перенести его в будущее. Либо дать заемщикам доступ к будущим доходам сегодня. Во-вторых, финансы служат «страховочной сеткой», защищающей от пожаров, наводнений и болезней. Исполняя эти две роли, хорошо налаженная финансовая система сглаживает острые углы в жизни, делает нестабильный мир более предсказуемым».

А теперь несколько исторических аллюзий. После наполеоновских войн в 1820 годах (как раз времена декабристов) доходность по сверхнадежным британским гособлигациям постоянно снижалась. В 1822 году 5.5% годовых, в 1824 уже 3.3%. Инвесторы заскучали: надежно, но уж больно низкий доход. Необычайно быстро развился международный долговой рынок, в 1826 году в Лондоне обращались уже 23 типа иностранных облигаций. Самыми надежными считались долги России, Пруссии и Дании.

Но инвесторам этого было мало. Начала рассыпаться дряхлая испанская империя и начался «парад суверенитетов» в Латинской Америке. Колумбия, Чили, Мексика, Перу, Гватемала успешно разместились со своими бондами на $3 млрд в сегодняшних ценах. Известен случай про одного жулика, который выдумал фейковую страну Poyais, от имени которой продал ее фейковые облигации не имевшим Гугла и S&P инвесторам. Впрочем, у реальных независимых Колумбии со товарищи шансов расплатиться тоже было немного.

Инвесторы считали, что Британия, будучи заклятым врагом Испании, в случае необходимости заплатит по латиноамериканским долгам. Испания благополучно обанкротилась, а Британия суверенные демократии поддержала только добрым словом, но не деньгами. Греческ... нет, колумбийские облигации рухнули до 40% от номинала. Британские банки потеряли ликвидность, началось бегство депозиторов. В результате государство решило, что во всем виноваты банкиры, и объединило их в несколько мегабанков. «Слишком большие, чтобы упасть». Ничего не напоминает?

А вот кризис 1857 года. Про него одна газета тогда написала: «Это самый суровый и продолжительный кризис, которому нет прецедента!» Богатая Британия и не очень богатые США с огромным торговым дефицитом. Прямо как сегодняшний Китай. Британия использует профицит в торговле для скупки американских активов. Самыми модными были акции железнодорожных компаний. Их прибыль никак не оправдывала стоимость акций, но все говорили об огромном потенциале роста. Инвесторы брали дешевые кредиты в британских банках на покупку американских бумаг. Но сколько дотком-… нет, ж/д-пузырю не надуваться ... Один из крупнейших банков Overend&Gurney, как и Lehman, запросил срочной помощи у государства и не получил. Взрыв был фееричен, но зато еще 50 лет была стабильность.

В конце XIX века наступила эра Америки. Ежегодный рост экономики - не ниже 5%, несмотря на балтиморский пожар или землетрясение в Сан-Франциско (ущерб в 2% от ВВП). А до кризиса 1929 года Форд производил 9000 автомобилей в день. Банки выглядели здорово. Фондовый рынок рос вместе с акциями «новых технологических компаний» - связанных с радио, аэропланами, алюминием. Снижение потребительских цен, кризис перепроизводства и парочка фатальных ошибок Федрезерва. Дальше всё в учебниках подробно написано.

Авторы делают интересный вывод. То, к чему мы привыкли в финансовой системе, что кажется незыблемым и фундаментальным, на самом деле набор «антикризисных мер», которые в спешке и наобум принимали, борясь с очередным кризисом. Просто «антикризисные меры» из временных превращаются в постоянные. Застывают, «отливаются в граните» и постепенно становятся классикой.

Тем, кто интересуется темой, советую почитать первоисточник.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить