О роли личности в истории смартфонов

6322
Автор: Олжас Худайбергенов
старший партнер CSI

Говорю - Apple, в виду имею – Джобс

На днях Apple презентовал очередное поколение Iphone. Как всегда, есть что-то новое в модели, но правда, уже не как раньше - по некоторым характеристикам компания просто догоняет рынок. Участники рынка не впечатлились и отправили акции компании вниз. Естественно, некоторые усматривают в этом то, что после Джобса компания уже не сможет быть такой, как раньше: лучшей, самой продвинутой и т.д. И здесь надо признать, что в успехе Apple ключевой составляющей была личность ее основателя.

Каждый раз, когда выпускают новую модель Iphone, в комментариях под новостями начинается битва между «яблочниками» и владельцами телефонов других компаний, среди которых в последнее время выделяется Samsung. В большинстве случаев первыми выставляют претензии «яблочники», и, думаю, это не случайно (см. ниже).

У меня много друзей и знакомых, которые пользуются Iphone. Большая часть из них - люди самодостаточные, но есть те, которые умудрялись в разговоре вставить про свой телефон и поддеть владельцев других марок. Естественно, в шутку. Особенно это проявлялось при выпуске первых моделей, позже сокращалось в масштабе. Частично это было вызвано тем, что IPhone становился массовым телефоном, не претендующим на избранность, но сильнее всего ослабилось после смерти Джобса.

У Apple всегда хорошо получались две вещи - дизайн и маркетинг, особенно при Джобсе. Остальные характеристики - зачастую спорные: это и закрытость программного обеспечения, и отсутствие технических наворотов у Ipad (звонилка, отсутствие флеш-памяти, USB-входа и т.д.). Но «яблочники» всегда были уверены, что продукция Apple лучше всех. По крайней мере, так было при Джобсе.

Чтобы понять феномен, я прочитал несколько книг о Джобсе, включая авторизованные и неавторизованные биографии. Наверное, уже все знают, что он еще грудным ребенком был отдан новым родителям - и здесь Джобс никак не мог повлиять на это. Родители не скрывали, что он - приемный ребенок. А дети, окружавшие Стива, спрашивали: "Значит, настоящим родителям ты был не нужен?". Возможно, эти обстоятельства и стали причиной того, что в последующем Джобс выстраивал всё вокруг себя так, чтобы на 100% контролировать ситуацию.

Когда Джобс в слезах пошел к приемным родителям уточнить, а действительно ли его бросили, потому что он был ненужным, то приемный отец нашел в себе мудрость не ковыряться в прошлом и ответить гениальной фразой: «Мы специально тебя выбрали!» Ребенка, стоявшего на грани жуткой недооценки и депрессии, эти слова подтолкнули в другую крайность - в чрезмерную самоуверенность, в веру в свою избранность, особенность.

Ярким примером проявления этого качества стало то, что, когда только основали компанию, распределяли порядковые номера личных карточек сотрудников, Возняку дали номер 1, а Джобсу номер 2, то разъяренный Джобс требовал поставить его первым. Но согласился в итоге на компромисс: ему дали не номер 1, а номер 0.

Случаев, когда Джобс из-за своего самомнения рождал конфликты, не перечесть - особенно он не щадил конкурентов. Джобс обладал гигантской верой в свою избранность, и он вкладывал эту веру во все, что делал. Эту веру Джобс смог распространить и на сотрудников. Когда он нанимал кого-то, то просил его расхвалить продукцию Apple. И брал кандидата только тогда, когда видел: тот верит в то, что говорит. При этом Джобс любил, когда сотрудники возражали ему, ибо дело он ставил выше личного отношения. Набрал команду единомышленников, зараженной верой в свое превосходство, и они начали заражать ею многочисленных поставщиков, дистрибьюторов, партнеров компании. Наконец, апофеозом стало то, что эта вера перешла потребителю, которые так же, как и основатель Apple, решили пройтись по конкурентам.

Но оставим это им. Интересно другое - Джобс стал ярким примером того, что большие дела делаются только теми, кто обладает гигантской верой в то, что они делают. Развитые страны полны таких примеров - там полно руководителей, основателей бизнеса, которые верят в то, что делают, и никакая неудача их не сломит.

Но дело даже не в руководителях. Когда я был в Турции, то второпях мы решили заглянуть в ближайшую кафешку. На вид она была не очень, ремонта практически не наблюдалось, клиентов почти нет (они, видимо, приходили по вечерам). Но нас встретили таким сервисом, которого нет, к сожалению, в наших лучших ресторанах. А в конце трапезы вышел повар, который спросил, а было ли вкусно, и пояснил по одному блюду, что лучше всего в мире готовят его только в этом кафе. Было видно, что он искренне верит в то, что говорит. Наверное, именно наличие таких людей подняло Турцию за последнее десятилетие.

Перед Казахстаном стоит много масштабных задач. И, конечно, достаточно тех, кто обладает умениями и талантами. Вот им и понадобится такая же вера в то, что говоришь и делаешь. Только она может стать невидимой нитью, которая связует людей, обстоятельства и события наилучшей для результата комбинацией!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить