Здравоохранение в военное время

20729
Автор: Энн-Мэри Слотер
президент и гендиректор фонда New America

Способность лечить гражданское население и солдат, пострадавших от российских атак, жизненно важна для сохранения Украиной устойчивости

Союзники предоставляют Украине оружие, боеприпасы, разведданные, а также цифровую помощь, поддерживая борьбу этой страны с Россией. Но есть иной вид помощи, который столь же важен, хотя и привлекает гораздо меньше внимания. Это помощь, направляемая на укрепление системы здравоохранения Украины.

Очевидно, что способность лечить гражданское население и солдат, пострадавших от российских атак, жизненно важна для сохранения Украиной устойчивости. Однако эффективное и доступное здравоохранение важно также для формирования и поддержания национального морального духа. Здравоохранение – это очень важное звено в отношениях между гражданами и властями, а доверие к системе здравоохранения страны часто создаёт доверие к правительству и другим государственным учреждениям в целом.

С 2017 года правительство Украины проводит важные реформы здравоохранения. Однако страна должна продолжать модернизацию системы здравоохранения, чтобы она соответствовала европейским стандартам и эффективно реагировала на трудные требования, возникающие в условиях конфликта. Например, последние реформы наделили граждан правом на получение множества бесплатных услуг здравоохранения в медицинских центрах по месту жительства – стоимость этих услуг покрывает Национальная служба здоровья Украины (сокращённо НСЗУ). Однако люди, которым пришлось покинуть свои дома, столкнулись с неопределённостью в вопросах доступа к медпомощи.

В военной обстановке система здравоохранения должна выстраиваться на базе стратегически продуманных сетей. Судя по всему, руководство Украины понимает эту необходимость, по крайней мере, в определённой степени. Недавно страна создала «дееспособную сеть учреждений здравоохранения», которая объединяет специализированные учреждения в кластеры. Впрочем, НСЗУ пока что не может заключать контракты с этой сетью (только с отдельными учреждениями), а создание сети ещё не привело к консолидации медучреждений.

Стратегические разработки таких сетей начинаются с анализа вопросов: кого и что нужно объединить в сеть. Выводы такого анализа в дальнейшем определяют создание новых звеньев и структуры всей сети. Принятие решений и регламентов, цифровая подключённость, формальное и неформальное сотрудничество – всё это может помочь созданию устойчивых сетей.

Подобный стратегический подход позволит повысить эффективность системы здравоохранения Украины. Более 90% медицинских услуг, которые за свою жизнь получает человек, обычно предоставляются на уровне первичной помощи. Именно там диагностируются и лечатся острые и незначительные заболевания и травмы. Однако Украина обладает избыточным потенциалом на вторичном и третичном уровнях медицинской помощи, что грозит ухудшением качества первичной помощи.

Сильная система первичной помощи способствует улучшению здоровья населения и повышению эффективности предоставляемых услуг. И поэтому власти, опираясь на предыдущие реформы, должны стимулировать развитие сетей первичной помощи, когда медицинские клиники максимально распространяются по всей стране. Помимо повышения уровня устойчивости в условиях продолжающегося конфликта, такая структура будет очень полезной в случае начала новой пандемии, потому что она позволяет избежать скопления людей в каком-то одном, центральном месте.

Для оказания вторичной помощи (в специализированных случаях, таких как лечение гипертонии, ВИЧ, или же помощь при беременности), а также третичной помощи (когда требуется госпитализация) нужна иная сетевая структура, организуемая вокруг децентрализированных хабов, которые способствуют консолидации экспертных знаний и имеют большие экономические масштабы. Клиники первичной помощи будут направлять пациентов в эти хабы, когда это требуется, не заставляя их неоднократно сдавать анализы для диагностирования на каждом уровне.

Если создать такие сети, тогда, например, пациент с военной травмой сможет после выписки из больницы проходить реабилитацию на вторичном уровне и удовлетворять потребности в базовой медицинской помощи (включая психическое здоровье и социальные услуги) на первичном уровне. При этом сложности и барьеры в доступе будут минимальны. Гибкие альтернативные решения, например телемедицина, помогут обеспечить дополнительный, дублирующий вариант услуг, чтобы люди с ограниченным доступом к привычным медицинским учреждениям всё равно могли получать помощь.

Создание хорошо связанных между собой групп медицинских учреждений, пациентов, собственников клиник и так далее, которые, в свою очередь, связаны со всеми остальными на местном, провинциальном, национальном, региональном и международном уровнях, поможет поддержать общее чувство принадлежности системы здравоохранения, что позволит проводить реформы и внедрять наилучшие методы работы. Подобные сети могут даже со временем превратиться в самостоятельные механизмы управления системой здравоохранения, выполняя такие функции, как лицензирование медицинских учреждений, аккредитация новых медицинских объектов, привлечение медицинских учреждений к ответственности за качество услуг, которые они оказывают.

Эта стратегия может опереться на украинскую электронную систему охраны здоровья eHealth. Украина уже совершила большие прорывы в создании цифровых систем для телемедицины, электронной регистрации, совершения платежей и закупок. Впрочем, система eHealth ещё далека от завершения. Например, Украина нуждается в общих рамках цифрового управления, которые позволят системе eHealth отслеживать контракты, регистрировать предоставленные услуги, вести карты пациентов. Всё это крайне важно для эффективного распределения ресурсов.

Система eHealth могла бы включать механизм отзывов о предоставляемых услугах. Она может также помочь интеграции военной, правительственной и общественной систем здравоохранения, которые сейчас разделены, и сыграть ключевую роль в укреплении общей устойчивости системы, благодаря дублированию хранящихся данных в облаке. Развитие украинской системы eHealth станет стимулом для развития «электронного правительства» в целом. На этом направлении Украина уже является одним из глобальных лидеров.

Сетевая деятельность, связанная со здравоохранением, принесёт много пользы не только в сфере медицины. Качество управления повышается, когда местные медучреждения адекватно финансируются и предоставляют качественные услуги. Инвестиции и сотрудничество, связанные с охраной здоровья (например, физическая реабилитация), способны оживить и привлечь частный сектор. Сети, которые Украина сегодня создаёт в сфере здравоохранения (и не только), можно будет связать с более крупными сетями Евросоюза по мере того, как Украина приближается к членству в ЕС.

Обновление медицинской инфраструктуры, политики и процедур в Украине укрепит способность этой страны сдерживать Россию. А в долгосрочной перспективе эта работа поможет Украине обогнать другие страны региона в предоставлении общественных благ и услуг.

Украинцы, с их стойкостью и мужеством, заплатили невероятно высокую цену за российскую войну. И поэтому будет более чем уместно, если они обеспечат себе определённые долгосрочные выгоды.

Энн-Мэри Слотер, гендиректор фонда New America

Келли Салданья, вице-президент компании Abt Global, где отвечает за портфель устойчивых систем здравоохранения, ранее директор отдела систем здравоохранения в USAID

© Project Syndicate 1995-2024

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить