Операция Underdog

42215
Автор: Максат Кабашев
финансист

Любые выборы – своего рода театральный спектакль. Режиссерами заранее готовится сцена, оформляются декорации и запускается массовка

– Я иду в депутаты и предлагаю тебе возглавить мой предвыборный штаб, – удивил меня мой друг Марат.

– Зачем тебе это? – спросил я.

– Хочу помочь простым людям решить проблемы с кредитами, жильем и работой, – заявил он.

Меня вдохновил оптимизм моего друга, и после знакомства с его предметной программой я согласился. К тому времени предвыборная гонка уже началась.

Наше общество недавно поделили на «новый» и «старый» Казахстан, забыв при этом обозначить четкие границы между этими понятиями. И споры о том, где заканчивается «старое» и начинается «новое», стали главной темой предвыборной гонки у большинства кандидатов. Я предложил Марату посмотреть на ситуацию иначе и подойти к избирательной кампании как к бизнес-проекту. Марат со своей программой станет нашим «продуктом», наш избирательный округ – «рынком», а голоса избирателей – «деньгами». С этого ракурса задача понятна – надо продать «продукт» на «рынке» за максимально возможные «деньги».

Статистика и конкуренты

Статистика по нашему округу показала, что из 400 тыс. избирателей при отсутствии у нас административного ресурса можно рассчитывать примерно на 300 тыс. голосов на «рынке». При явке в 50% останется около 150 тыс. свободных голосов.

В списке из 26 кандидатов было много достойных людей, но реальными претендентами на победу были следующие шесть человек.

Юрист. Эксперт по земельному праву, борец за возврат земель, незаконно приватизированных кланом бывшего президента. Член земельной комиссии при правящей партии, но зарегистрирован как самовыдвиженец. Активен в социальных сетях и предвыборную борьбу начал примерно два года назад. В меру харизматичен. Оценка: серьезный и уверенный в победе кандидат.

Активист. Известный в оппозиционно настроенных кругах человек и блогер. При «старом режиме» работал в администрации президента. Часто ввязывается в судебные и иные разбирательства с родственниками, партнерами по бизнесу и т. п. Обладает харизмой и производит впечатление «четкого алма-атинского пацана». Предвыборная кампания строится на непримиримости к власти, загнавшей страну в кабалу «семейных» олигархов. Оценка: сильный конкурент.

Телезвезда. Популярная в народе телеведущая. Стояла у истоков современного казахстанского телевидения. Недавно вернулась из эмиграции. Симпатичная и красиво говорит, как и положено теледиве. Единственная среди кандидатов, не владеющая государственным языком. Кампанию начала по всем правилам политического пиара. Стала жертвой неких хулиганов, поджегших ее личный автомобиль. По­пулярна в Сети. Предвыборная программа строится на стабильной критике власти. Оценка: достойный кандидат.

Журналист. Представитель известной журналистской семьи. Сидел в тюрьме и полностью оправдан в «новом Казахстане». Скромен и тактичен. Программа строится на призыве к справедливости, равенству и прогрессу с упором на проблемы города. Активен в социальных сетях, которые ведутся очень качественно, но скучновато. Оценка: еще один серьезный соперник.

Бизнесмен. Основатель движения «экономического национализма», владелец завода. Позиционирует себя «человеком дела» и верит в национальное предпринимательство. Прошлые связи с представителями «старого» Казахстана скрыты в плотном тумане. Спортивен и харизматичен. Вся программа в одном лозунге: «Мы оказались изгоями в своей стране!» Оценка: крутой конкурент.

Банкир. Член движения по возврату в страну активов, выведенных из страны бывшим президентом и его окружением. Идея возврата активов красива, но сколько она будет стоить и сколько времени займет, неизвестно. Сторонник пересмотра результатов приватизации 1990-х. Старается избегать критики нынешней власти, но к предыдущей беспощаден. Подкупает своей искренностью и располагающим к себе спокойным внешним обликом. Оценка: солидный кандидат.

Мы понимали, что на этом фоне Марат является абсолютной «темной лошадкой».

Анализ «рынка»

Наш округ включал в себя три городских района.

Район «А» – престижная часть города, где расположен так называемый золотой квадрат – кварталы домов, построенных для советской интеллигенции и ответственных партийных работников. В районе расположены театры, музеи и Академия наук. Проживают в основном потомки той самой советской интеллигенции, люди образованные и в основном русскоговорящие. Некоторые тоскуют по советскому прошлому, когда их родители «рулили жизнью», и по этой причине могут быть скептически настроены по отношению к сегодняшним реалиям. В выборы не верят и ходят на них с неохотой.

Район «Б» тоже расположен в центральной части города. Его населяют представители научной интеллигенции, остатки рабочего класса и огромное количество «самозанятых» людей, занимающихся малым бизнесом. Люди живут в советских «хрущевках», современных «человейниках» и в хаотично застроенном частном секторе. В этом районе находятся крупнейшие университеты страны и много молодежи с правом голоса. Здесь расположен популярный в городе торговый центр, который может стать хорошим местом для агитационной работы.

Район «В» – самый «негородской» в нашем городе. В нем проживают в основном люди, переехавшие из других регионов. Население практически полностью казахоязычное, работающее в основном на рынках и в сфере малого бизнеса. Здесь построено несколько больших жилых комплексов, но нет ни одной библиотеки. К продолжительным дискуссиям в соцсетях на абстрактные темы местное население не приучено. Центрами притяжения являются рынки и кафе, где, видимо, и надо будет вести «живую» агитацию.

Организаторы выборов «нарезали» избирательные округа так, чтобы максимально охватить все слои населения. На самом деле редкий житель района «А» бывал в районе «В» по собственной воле. Но все три района связаны между собой веткой метро – это будет отличное место для агитации.

Предварительные выводы

  • Явка на выборах будет ниже 50%
  • Победит тот, кто наберет более 150 000 голосов
  • Административный ресурс будет задействован
  • Конкуренты, следуя моде, будут выставлять себя «жертвами старого режима» и сеять негатив

Наша стратегия

  1. Искать быстрые «каналы продаж» для нашего «продукта».
  2. Упрощать наглядную агитацию, почаще «выходить в народ».
  3. Давать больше позитива на фоне негативной риторики оппонентов.
  4. Сфокусироваться на районе «В».
  5. Строить кампанию на проведении ярких и позитивных мероприятий.

Мы знали, что зачислены в «аутсайдеры» и поэтому имеем право делать что хотим и не оглядываться по сторонам. Предвыборную кампанию мы назвали «Операция Underdog».

Первая неделя

Мы сразу начали с «прямых продаж» и пошли в народ. На протяжении первой недели Марат пешком обошел все районы, и мы убедились, что наша программа нравится людям. Нужно увеличивать «продажи»!

Основные конкуренты увлеченно вступили в «бои без правил» в социальных сетях и естественным образом перешли на личности. Марата они просто не замечали, и всю неделю «канал продаж» под названием «живое общение с населением» был на 100% наш.

Все шло по плану, но как-то скучно. Нужны были оригинальные ходы и позитив. Не хватало своего рода «веселого тоя».

Вторая неделя

В рамках концепции «веселого тоя» мы решили запустить перед крупным торговым центром воздушный шар с фотографией Марата. На выходных огромный красный шар с надписью «Голосуйте за Марата!» поднялся в небо. В социальных сетях это вызвало бурю эмоций.

В процессе организации мы договорились с одним из популярных блогеров о посте, в котором он «случайно» замечает шар и восхищается им. Взяв немалые деньги, инфлюенсер отправился на съемки. Утром на его странице мы увидели, как странный молодой человек с улыбкой боксера, получившего тяжелый нокдаун, навел камеру на наш любимый шар и произнес какой-то бред про Марата и выборы. Глупая маркетинговая ошибка. Мы решили больше не тратить деньги на такого рода рекламу. Однако после трюка с воздушным шаром количество подписчиков Марата стало резко расти! Все получилось, как на «веселом тое» – примитивно, но эффективно.

Пока мы развлекались с шаром, конкуренты «сообразили» дебаты на пятерых на известном интернет-канале. Запомнился Журналист, который интеллигентно напомнил всем присутствующим, что, пока они при старом режиме делали деньги или карьеру, он реально сидел в тюрьме. Марата на дебаты ожидаемо позвать забыли. К концу недели Активист в детективной манере опубликовал компромат на Юриста и потребовал снять того с выборов. Юрист убедительно промолчал. Страсти накалялись.

Третья неделя

В начале недели Марат пошутил, что уже сам верит в то, что обещает, и готов к серьезному интервью. Мы договорились об интервью с нашим знакомым, корифеем казахстанской журналистики и владельцем крупного медиахолдинга. В ходе профессионально сделанного интервью мы увидели, как талантливый бизнесмен Марат превращается в серьезного и волевого политика. Для него это уже была не просто «игра в выборы».

8 марта, следуя принципу «идти в народ», мы отправили Марата на Центральный рынок. Сила нашего города в его интернацио­нальности. На рынке рядами стоят женщины – продавцы корейских салатов, русских закусок, кавказских сыров и казахских деликатесов, все они любят музыку и имеют право голоса. В общем, лучшего места для поздравления не придумаешь. Наш кандидат в сопровождении музыкантов дал мастер-класс по «прямым продажам», исполнив нескольких зажигательных танцев с продавцами и покупателями. Благодаря веселой музыке атмосфера в торговом зале из деловой превратилась в праздничную. Сотни телефонов снимали и отправляли происходящее в соцсети. Было весело!

Четвертая неделя

Учитывая успех акции на рынке, мы повторили музыкальную прогулку, но теперь уже в метро. Люди возвращались с работы, и музыка поднимала им настроение. Пассажиры приветствовали Марата и желали ему удачи на выборах. Из метро наш «продукт» вышел с усталым лицом – было ощущение, что он уже сыт по горло «веселым тоем». Тихо сев в украшенный его портретами микроавтобус, он уехал домой…

В завершающую неделю конкуренты ничего не показали. Исключением стала песня в стиле рэп от Юриста. Похоже, что силы на финише остались только у него, Активиста и Бизнесмена. Телезвезда за весь этот месяц ограничилась лишь несколькими постами.

Мы завершили предвыборную гонку живым концертом для жителей района «А». Наш штаб к этому моменту работал как великолепно отлаженный механизм. Массовка, выступающие и остальной антураж выглядели отлично. Ударным моментом стало исполнение Маратом песни «Мы ждем перемен!». Песня прозвучала уверенно и убедительно, зал подпевал стоя. На этом избирательная кампания закончилась. Через день были выборы.

Призрак прошлого

Утром на своем избирательном участке я увидел три огромных стенда с портретами кандидатов. Избиратели стояли перед ними как туристы в супермаркете у прилавка с неизвестными продуктами. В зале для голосования было четверо голосующих и 10 наблюдателей. Я исполнил свой гражданский долг и вернулся в штаб. По всем новостным каналам показывали, как голосуют известные в стране люди. Удивил сюжет с голосующим под аплодисменты бывшим президентом, с чьим наследием собрались бороться практически все кандидаты. Смог ли он разобраться в многообразии кандидатур или же использовал опцию «против всех», осталось тайной. Жители Алматы остались верны себе, явка была до неприличия мала.

К вечеру страсти стали накаляться. В Сети появились видео с участков, в которых энергичные женщины доставали из-под юбок какие-то бумажки и бросали их в урны. Драматизма хватало.

Ближе к полуночи мы получили первые результаты голосования:

В районе «А» лидировала Телезвезда, и это было феноменально! Вторым шел Юрист, за ним Активист.

В районе «Б» лидировал Юрист, совсем рядом был Активист, Бизнесмен шел третьим. Марат был пятым.

А вот в районе «В» Марат шел первым! Юрист был вторым. По явке нам стало ясно, что победитель в районе «В» выиграет выборы. На тот момент было подсчитано около 60% голосов, и мы замерли в ожидании…

Дальше случилась мистика. После полуночи, когда луна спряталась за облаками, власть в свои руки, как мы затем поняли, взял Призрак Прошлого. Он пролетел над участками и изменил судьбу кандидатов.

В районе «А» в лидеры с большим отрывом вышел Юрист, на некоторых участках он опережал Телезвезду на 100%.

В районе «Б» продолжал лидировать Юрист, но Активист наступал ему на пятки. Марат немного улучшил свои показатели.

В районе «В» произошла магическая смена настроений электората, и Юрист стал побеждать Марата на оставшихся участках с приличным перевесом. Можно было опускать занавес.

Призрак Прошлого, о существовании которого мы и раньше догадывались, сделал свое дело. По итогам выборов в нашем округе победил Юрист, вторым стал Активист, Телезвезда была третьей. Марат пришел к финишу четвертым, оставив позади Бизнесмена, Журналиста и Банкира. Появившись из ниоткуда, он стал четвертым из 26 кандидатов! Для молниеносной операции Underdog это было очень даже неплохо. Для нас это оказался увлекательный проект. Выбранная стратегия «прямых продаж» через живое общение с населением показала хороший результат.

Любые выборы – своего рода театральный спектакль. Режиссерами заранее готовится сцена, оформляются декорации и запускается массовка. Чем больше свободы в обществе, тем разнообразнее и интереснее сюжеты.

Я убедился, что нормальные люди мало интересуются политикой и живут в мире простых проблем. Именно по этой причине надо чаще «ходить в народ», и тогда голоса избирателей на выборах будут ваши. Ну и, конечно же, подсчет этих голосов надо завершать до появления Призрака Прошлого…

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
КАК ДЕЛАЛИ РЕЙТИНГ БОГАТЕЙШИХ БИЗНЕСМЕНОВ КАЗАХСТАНА Смотреть на Youtube