Главная профессия

19936
Автор: Алия Бижанова
докторант Michigan State University, консультант ОЭСР

Многочисленные исследования доказывают: главный фактор успеваемости ученика - учитель

На качество преподавания и обучения влияет много факторов. Основными факторами являются как внешкольные (социально-экономический статус семьи, образование родителей, количество книг в доме, доступ к ресурсам), так и школьные факторы (образование и квалификация учителей, уровень управления и директорский состав, ресурсы и материальная оснащенность школы, количество учеников в отдельно взятом классе). Многочисленные эмпирические исследования доказывают, что самым главным фактором успеваемости ученика и его учебных достижений является учитель. Многие развитые системы образования основывают принятие политических решений на доказательной базе, то есть исследованиях, и поэтому продолжают делать акцент на важности учителя и качестве преподавания и обучения.

Поскольку в менее развитых странах до сих существуют проблемы с доступом к среднему образованию, с недофинансированием и оснащенностью школ, отсутствием элементарных базовых ресурсов (как безопасные туалеты и наличие учебников), вопрос качества преподавания и обучения не всегда входит в список приоритетов реформирования, поэтому и качество образования страдает больше. Но те страны, которые понимают важность учителя и работают над улучшением всей системы образования, начинают уделять больше внимания и инвестировать больше ресурсов на то, кто приходит в профессию учителя, как проводится подготовка педагогических кадров, какой социальный статус имеет эта профессия и как проводится повышение квалификации учителей.

Исследования последних 20 лет в этой области дают нам доказательную базу понять, почему реформы в некоторых странах в области повышение качества учителей (teacher quality) не приводят к существенным системным изменениям в преподавании и обучении. Зачастую применяется фрагментарный подход и внедряются отдельные элементы системы повышения качества, как например, повышение заработной платы учителей или смена директоров. Между повышением заработной платы учителей или сменой руководства школы нет прямой связи с повышением качества обучения.

Казахстан принял закон о статусе педагога в 2019 году для повышения статуса учителя. Это стало редким случаем на постсоветском пространстве, когда были приняты масштабные меры на национальном уровне для повышения заработной платы учителей по всей стране. Выделен огромный государственный бюджет и создан план повышения заработной платы каждого учителя до 2025 года. Это доказывает, что учитель является приоритетом для государства и системы образования. Тем не менее с момента принятия данного закона в Казахстане не проводилось эмпирических исследований, насколько повышение заработной платы учителям и введение нового закона повлияло на изменения в качестве преподавания и обучения.

Основываясь на международном опыте других стран и исследованиях, проводимых там в этой области, хочу описать, как системный подход к вопросу качества учителей позитивно повлиял и продолжает влиять на качество преподавания и на успеваемость учеников. На основе опыта Финляндии, Сингапура, Канады и Австралии, где качество учителей - одно из самых высоких в мире, существует несколько обязательных элементов системы образования. Они взаимосвязаны и дают результат тогда, когда реализуются системно и одновременно.

Вот основные элементы системы качества и эффективности учителей.

  1. Кто приходит в профессию. Чем выше конкурс в педагогические учебные заведения, тем больше возможности у приемной комиссии выбрать лучших абитуриентов. Если статус учителя высокий и профессия учителя ценится в обществе, ученики школ, видя пример своих учителей, решают стать педагогами. Гранты на обучение мотивируют талантливых и успешных выпускников школ поступать именно в педагогический вуз, а не на другие специальности.
  1. Качество обучения в организациях подготовки будущих учителей (педагогических вузах и колледжах). Чему и как учат студентов в течение 3-5 лет обучения напрямую связано, насколько подготовлены они будут, когда придут в школы. Чем больше приближена программа обучения будущих учителей к программе в школе, и чем больше студенты будут понимать реалии школы, тем лучше их подготовка. В развитых системах образования педагогические вузы активно и на постоянной основе работают со школами и применяют практикоориентированный подход. В США, например, студенты педагогических вузов с первого года обучения преподают в школе и получают обратную связь от учителей-менторов, а последний год учебы проходят стажировку полностью в школе.
  1. Отбор лучших выпускников педагогических вузов на должность учителя. При окончании педагогического вуза не все выпускники могут пойти работать учителем. Только после прохождения квалификационного экзамена и только лучшие выпускники могут им стать. Такая практика, например, применяется в Финляндии.
  1. Постоянное повышение квалификации на уровне школы и системный подход к улучшению педагогических практик, отвечающих требованиям школы, учеников и родителей являются критически важными. Учителя постоянно работают над своим развитием, получают обратную связь от коллег и менторов и внедряют новые методы и улучшенные практики сразу же. Учителям дается регулярная обратная связь и время для рефлексии. Международные исследования доказывают, что самое эффективное повышение квалификации проводится в стенах школы в течение года, а краткосрочные курсы за пределами школы являются неэффективными.
  1. Менторство и поддержка учителей друг друга. Многие учителя являются менторами и менти (которые получают поддержку) одновременно независимо от количества лет работы. Более молодые учителя получают менторскую помощь от своих «старших» коллег. А те, кто в профессии давно – формируют команды с коллегами для повышения своих предметных знаний и педагогики.
  1. Четкие правила игры по карьерной траектории развития. Любой выпускник педагогического вузы и учитель понимают, куда можно расти, какие должности можно занимать при повышении своей квалификации, если учитель хочет занять руководящую позицию в школе, на региональном, областном или национальном уровне. Когда эти правила игры работают и они понятны всем, у любого учителя есть возможность постоянно расти и горизонтально, и вертикально по профессии.
  1. Привлекательный социальный пакет для удержания учителей в профессии. Когда высококвалифицированные молодые учителя после получения качественного образования приходят в школы, и система вкладывает в их профессиональное развитие, они любят свою работу и готовы инвестировать в своих учеников, для политиков, принимающих политические решения, важным становится вопрос удержания таких кадров в профессии. Хороший социальный пакет, заработная плата, высокий статус в обществе, четкое понимание развития карьеры и другие социальные льготы привлекают учителей оставаться в профессии.
  1. Предоставление возможности учителю заниматься своим делом – учить и вдохновлять детей. Когда учитель – это высококвалифицированный специалист, данная ему автономия (принимать решения) помогает учителю делать то, для чего он или она пришли в профессию – учить и заниматься детьми. Если же учителя будут загружены дополнительной работой, которая не имеет прямого отношения к тому, чтобы учить детей, их мотивация оставаться в профессии снижается. Вся система и правила должны работать на то, чтобы не только не мешать учителям, но поддерживать их на всех уровнях. Вовлечение учителей в формирование и реализацию политических мер помогают достичь максимальных результатов на уровне всей страны, так как учителя, как никто другой, знает, какие потребности есть у его (или ее) учеников, родителей и школы.

Есть и другие элементы системы, присущие развитым системам образования, которые делают акцент на качестве учительской профессии, но эти восемь – это основные системные меры, которые необходимо реализовывать одновременно и комплексно, и тогда они приведут к улучшению качества преподавания и обучения. Если же будет продолжаться применение фрагментарного подхода и только какие-то отдельные элементы буду внедряться в образовательные политику государства, системных улучшений не будет. Талантливые выпускники школ не будут приходить в профессию учителя, педагогические вузы и колледжи не будут качественно учить профессии, а те, кто уже работает, не будет мотивированы улучшаться и оставаться в профессии. Учитель – это не только самый главный школьный фактор учебных достижений учащихся. Возможно, это одна из самых главных профессий любого общества, так как учитель инвестирует в самое важное, что у нас есть – это наши дети и будущее любой нации.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
АЛЕКСАНДР ГЕРЧИК: $20 МЛН ЗА 25 ЛЕТ В ТРЕЙДИНГЕ Смотреть на Youtube