Кадровый голод в IT: как решить проблему

Автор: Kolesa Group
казахстанская IT-компания

Нехватка кадров в IT — глобальный тренд, а в Казахстане он усиливается активным развитием рынка и приходом на него зарубежных компаний

По данным HeadHunter, в Казахстане в первой половине 2022 года работодатели разместили около 20 тыс. вакансий в сфере IT. Это в два раза больше, чем в 2020 году. Ищут работу в IT-сфере 50 тыс. казахстанцев – в девять раз больше, чем в 2019 году. На одну вакансию претендуют примерно 2,5 человека. Нормой на рынке считается 5-6 резюме на одно предложение. По прогнозам экспертов, нехватка IT-кадров в будущем только возрастёт.

Что с этим делать казахстанским IT-компаниям? HR-директор Kolesa Group Ксения Торопова советует вкладываться в рынок: обучать отечественных специалистов за счет экспертизы и поддержки собственных команд.

Ксения Торопова
Ксения Торопова
ФОТО: архив пресс-службы

История

Мы международная IT-компания из Казахстана, на рынке работаем с 1996 года. Хотим развивать IT-рынок в нашей стране, строить полезные для людей продукты. Поэтому в 2016 году приняли решение инвестировать в рынок: растить уровень IT-специалистов через обучение. Есть 3 базовые вещи, которые бизнес должен сделать для развития IT-сообщества.

Образование. Бесплатное обучение людей извне

Благодаря оплачиваемым стажировкам закрываются внутренние потребности компании. Но нужно играть вдолгую: развивать рынок в целом. Если вы хотите построить большой и успешный бизнес с сильными специалистами, следует вкладываться в рост рынка. В этом будет и ваша польза: построите бренд компании как работодателя, взращивая лояльную к себе аудиторию.

В 2020 году запустили Kolesa Upgrade — бесплатные онлайн-курсы по популярным IT-профессиям для начинающих и практикующих специалистов от экспертов нашей компании. Это долгосрочная образовательная программа, нацеленная на повышение уровня казахстанских IT-специалистов за счет экспертизы и поддержки нашей команды.

Проект некоммерческий, бесплатный. Kolesa Upgrade — это:

  • развитие: обучаем, делимся опытом, кейсами и лайфхаками;
  • поддержка: консультации от HR-команды по Soft Skills, составлению резюме и прохождению интервью. Рекомендации менторов, регулярные Q&A с наставником;
  • польза: после наших курсов выпускники находят работу по IT-профессии, а практикующие специалисты повышают зарплату или грейд.

Формат обучения — онлайн: live-вебинары и live-coding, коммуникация с преподавателями в чатах, активный нетворкинг. 60% студентов доходят до конца и получают сертификат о прохождении курсов.

Cейчас проходит онлайн-курс по направлению backend-разработки. Преподаватели — эксперты в области бэкенда. Из 2135 заявок 66 человек попали на курс. Выпускники курсов получат апгрейд до уверенного junior-разработчика, финальный pet-проект и сертификат об успешном прохождении курса.

Каждый поток Kolesa Upgrade обходится компании от 2 до 6 млн тенге.

Нетворкинг. Организация Kolesa Conf и внешних митапов

В 2022 году вырос интерес IT-рынка к офлайн-мероприятиям и нетворкингу. Люди соскучились по живому общению — митапов, встреч стало больше. Бизнес стремительно оцифровывался в карантинные 2020 и 2021 годы, и сейчас пытается наверстать упущенное.

С 2016 года мы проводим внешние митапы, которые давно стали площадкой для выступлений как наших, так и внешних спикеров. Раз в месяц мы выбираем одно направление в IT, например, мобильная разработка. Спикеры приводят свои практические кейсы — то, что участники могут применить в работе.

Через проведение десятков тематических митапов на 100-150 человек и узких конференций по web- и mobile-разработке мы пришли к организации Kolesa Conf. Это ежегодная конференция для разработчиков, стартаперов, QA-инженеров, data-специалистов, менеджеров, системных администраторов и других представителей IT-сообщества. На минувшем Kolesa Conf 2022 выступило 46 спикеров, 800+ зрителей посетило в офлайне, 5 000+ уникальных зрителей в онлайне.

Kolesa Conf — это:

  • для бизнеса — поддержание бренда компании, как места, в котором работают эксперты;
  • для специалистов — площадка для шэринга своих практических кейсов и полезных знакомств.

Тысячи участников узнают о кейсах коллег, знакомятся друг с другом, делятся знаниями и опытом и применяют в своих компаниях. Люди погружаются в среду, которая способствует их развитию. Так растёт уровень IT-сообщества Казахстана в целом.

Kolesa Conf 2021 мы провели только в онлайн-формате, это стоило компании 8 млн тенге. А организация Kolesa Conf 2022 — офлайн и онлайн — обошлась нам в 22 млн тенге. Причём, без учёта зарплат и премий сотрудникам-организаторам.

Работа со студентами

Сколько бы университеты не готовили специалистов, рабочие кейсы от практикующих специалистов всегда будут интереснее и полезнее. Вузы охотно работают с нами, так как они заинтересованы в том, чтобы их выпускники были востребованы на рынке. Сотрудничаем с более чем 10 вузами по всему Казахстану.

Благодаря этому мы готовим студентов, более подходящих для рынка:

  • участвуем в создании силлабусов;
  • общаемся со студентами на ярмарках вакансий;
  • обучаем и трудоустраиваем студентов через Kolesa Upgrade и Kolesa Academy.

Пару недель назад провели митап для студентов «Как найти свою первую работу в IT без опыта». Рассказали как пройти первое собеседование и найти первую работу, как развивать свои hard- и soft skills. Поделились лайфхаками и личными историями наших ребят.

Результаты

С момента, когда мы начали вкладываться в начинающих специалистов Казахстана, прошло более 6 лет. За это время запустили:

  • успешную программу стажировки Kolesa Academy, благодаря которой закрываем до 40% IT-вакансий компании;
  • онлайн-курсы по IT-специальностям Kolesa Upgrade, которые закончило более 320 специалистов. 94% наших выпускников остаются и продолжают работать в IT-области;
  • площадки для обмена знаниями и опытом для практикующих специалистов. Ежемесячно мы собираем более 150 человек в офлайне и более 300 человек в онлайне на митапах, где обсуждаем практические кейсы в IT-направлениях;
  • масштабную конференцию Kolesa Conf, в рамках которой собираем на одной площадки топовых спикеров из Казахстана и СНГ. Главная цель мероприятия — обмен знаниями и создание прогрессивного ИТ коммьюнити.

Обучающие продукты — это бизнес-инструмент, который позволяет строить бренд компании, как работодателя-эксперта.

Какую пользу для себя мы видим сейчас? Не только растим рынок специалистов Казахстана, но и прокачиваем уровень своих экспертов. Став ментором/наставником, ребята сами поднимают свой уровень, закрывают теоретические пробелы и больше хотят делиться своими знаниями.

Отечественная IT-сфера в последние годы развилась настолько, что компании заняты не только хантингом готовых специалистов, а подготовкой собственных кадров. Это признак зрелости казахстанского IT.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
20218 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
Почему Байтасов хочет стать акимом Алматы Смотреть на Youtube