Цифровая революция на завтрак

Автор: Саида Сейдахметова
специалист по стратегии и M&A

В азахстане есть стартапы в интересных нишах, бурно растущих в глобальном масштабе.

В мире активно развивается новый формат e-grocery – экспресс-доставка продуктов питания за 15 минут. По данным Financial Times, с начала пандемии инвестиции в такие сервисы составили более $14 млрд, а в первом квартале 2021 года превысили показатель за весь предыдущий год. Венчурные инвесторы толкаются локтями за доступ к лучшим проектам.

В чем суть этого формата? Заказ доставят в течение 15 минут – столько времени вам бы потребовалось, чтобы дойти до ближайшего магазина «шаговой доступности». Доставка для клиентов бесплатна. Требований к объему заказа нет. Ассортимент ограниченный, но в целом более-менее разнообразный: 2–3 тыс. самых ходовых SKU. Цены практически те же самые, что в магазине. Зарабатывают в основном на white label, пытаясь быстро превратить в него все, что начинает пользоваться ажиотажным спросом, например сыр рикотта или буратта.

Больше не нужно ходить за продуктами или набирать целые корзины в онлайн супермаркетах и агрегаторах. Можно заказать через приложение горячий кофе и сэндвич с бесплатной доставкой на дом и получить его в течение 15 минут – как если бы он с неба свалился (есть, кстати, и проекты с доставкой дронами). Поэтому многие перестают ходить в магазин или ближайшую кофейню по утрам и меняют свои устоявшиеся годами потребительские привычки. Retention rate у подобных сервисов, как вы, наверное, уже поняли, зашкаливает. Этим и объясняется интерес инвесторов, о котором написано выше.

Там, где обеспеченные и вечно спешащие горожане и обитатели университетских кампусов уже привыкли совершать спонтанные покупки и заказывать доставку готовой еды, соответствующие сервисы растут как грибы после дождя. В США есть GoPuff, Fridge No More, Jokr, в Германии – Gorillas, GetFaster, Flink, в Японии – FoodPanda, Coupang project, Dash Mart, в Китае – Dingdong Maicai, Miss Fresh, Meituan Maicai, в Индии – Dunzo, в Турции – Getir, в России – «Самокат» и «Яндекс.Лавка». Темпы роста продаж впечатляют: например, российский сервис «Самокат» был основан три года назад, и сегодня у него более 200 дарксторов, 1000 заказов в день на каждый, планы выхода на зарубежные рынки – для начала в Нью-Йорк.

Ничто, кажется, не способствует быстрому развитию сервисов экспресс-доставки еды в Казахстане. Крупных городов мало, расстояния между ними велики, уровень доходов горожан сравнительно низкий, спонтанное потребление пока не очень развито. И все же в Алматы уже работают такие сервисы, как «Рядом» и Kaltada. Можно гадать о причинах этого: расцвет сервисов доставки во время пандемии, инвестиционный бум или ответ местных предпринимателей на приход крупных зарубежных игроков. Но это неплохая иллюстрация того, что и в Казахстане есть стартапы в интересных нишах, бурно растущих в глобальном масштабе.

Государству стоило бы уже сейчас задумываться о поддержке выхода этих и подобных сервисов на внешние рынки, в том числе инструментами прямых инвестиций. Глобальным инвесторам казахстанский рынок не так интересен, а у местных может не хватить опыта, ресурсов или амбиций. Между тем полоса разбега на отечественном рынке короткая – всего 10–15 городов, а без значительного масштаба невозможно привлечь капитал, достаточный для самостоятельного развития технологии.

За примером далеко ходить не надо. Крупнейший агрегатор доставки в Казахстане сегодня (вероятно, более 40% рынка) – компания Wolt из маленькой Финляндии, присутствующая более чем на 23 рынках. Вторая в рейтинге самых быстрорастущих компаний в Европе, один из немногих скандинавских «единорогов», она не смогла бы добиться своих глобальных успехов без поддержки со стороны правительства. Стоит присмотреться к этому опыту, чтобы в перспективе вырастить и свои глобальные технологические компании.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7438 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить