ВИЭ vs АЭС

15765
Автор: Саян Комбаров
финансовый директор ТОО «Эковатт», автор книги Energy of Human Action

Ветровой энергопотенциал Джунгарских ворот один из самых больших в мире

Президент Токаев на совещании по вопросам развития энергетики, состоявшемся в мае, поручил увеличить долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе РК с текущих 3  до 15% к 2030 году. «Я твердый сторонник развития чистой энергетики и в целом зеленых технологий. Поддерживаю строительство электростанций с использованием возобновляемых источников энергии, – сказал он. – Казахстан, будучи большой энергетической страной, должен сохранить лидирующие позиции в новой энергетике и в будущем».

Казахстан обладает уникальным потенциалом ВИЭ. Например, нацио­нальная лаборатория Дании по изучению устойчивой энергетики RISO еще в 1999 году на основании своего исследования назвала ветровой энергопотенциал Джунгарских ворот одним из самых больших в мире. Помимо этого, в республике имеются несколько сравнимых по потенциалу обширных ветровых участков. Какие же барьеры могут помешать реализации этих амбициозных задач?

Чтобы создать индустрию мирового класса, какой ВИЭ имеет все основания быть в Казахстане, необходимы соответствующие природно-географические условия, рынки сбыта, опыт и знания, сложившиеся исторически в силу данных условий. Совокупность всех этих факторов, согласно американскому экономисту Майклу Портеру, ведет к созданию отрасли из предприятий, образующих цепочку добавления стоимости от сырья до готового к продаже товара или услуги.

К сожалению, освоение значительного потенциала, которым располагает страна, тормозится отсутствием в ней производства средств генерации ВИЭ. Казахстан развивает их, используя импортные ветровые турбины, требующие высоких затрат в валюте. Они не всюду могут работать без остановок, особенно при высоких скоростях ветра, а потому требуют большего времени для окупаемости. Именно на эту проблемную ситуацию обратил внимание президент Токаев: «…вся страна вкладывает в иностранные товары и технологии, оплачивая это через тарифы. Поручаю правительству внимательно изучить и применить передовой международный опыт локализации в сфере ВИЭ и энергетики в целом».

Чтобы Казахстан смог реализовать вышеупомянутые планы с большей выгодой для отечественной экономики, необходимо иметь специалистов, средства проектирования, моделирования и вычисления производительности, нагрузок, расходов и потерь при транспортировке и консервации электроэнергии. Для этого президент предложил организовать центр компетенций по новой энергетике, где в экспериментальном режиме будет нарабатываться опыт использования высокотехнологичных инноваций в энергетической сфере, чтобы на базе проведенных проектно-технических исследований и созданной интеллектуальной собственности разработать эффективные, производительные, надежные технологии и повысить долю казахстанского содержания в проектах ВИЭ.

По моему мнению, такой центр должен сосредоточить ресурсы на разработке дешевой и производительной ветровой турбины мощностью 1–5 МВт, а затем масштабировать ее производство и использование на крупных ветровых участках Казахстана. Для стабилизации электросетей электричество, произведенное ВИЭ, можно будет использовать для подъема подземных вод, производства с их помощью стабилизирующей энергосистему гидроэнергии, а также направить эти воды для нужд сельского хозяйства и даже генерации водорода. Избытки электроэнергии можно экспортировать. Соседние страны, получая электроэнергию ВИЭ Казахстана в зимнее время, могли бы в таком случае летом не ограничивать подачу воды по трансграничным рекам, вызывая у нас засуху.

Конечно, все эти идеи требуют глубокого и детального исследования. Однако в случае успеха развитие ВИЭ принесет Казахстану больше выгод в виде рабочих мест, производств и локализации знаний и технологий, чем атомная энергетика. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить