Куда нас несет критический отток знаний?

46160
Автор: Нуркен Халыкберген
управляющий партнер Khalykbergen Strategy Communications

Казахстан в прошлом году покинуло втрое больше медиков, в четыре раза больше педагогов, в пять раз больше технических специалистов, чем в 2019

Факт оттока квалифицированных специалистов из страны озвучил депутат парламента Александр Милютин в своем обращении к вице-премьеру Ералы Тугжанову, в котором среди причин эмиграции он обозначил главную – это отсутствие доступного образования в стране. Этот же тезис подтверждает, как ни странно, сам министр образования и науки Республики Казахстан Асхат Аймагамбетов, который в своем февральском интервью сказал: «Вообще к дистанционному обучению абсолютно никакой готовности не было. Ни с точки зрения нормативно-правовой базы, ни инфраструктуры, ни методологической подготовки. До пандемии было много дискуссий, насколько нужно дистанционное обучение, что это такое».

Как же так получилось, что на момент наступления пандемии в стране Министерство образования и науки Казахстана ни разу не задумывалось о дистанционном образовании: законодательном регулировании, финансировании, инфраструктуре, методологии? На мой взгляд, это говорит либо о безразличии к своим обязанностям, либо о непрофессионализме и близорукости.

Достаточно привести следующий пример, в 2012 году появилась образовательная онлайн-платформа Coursera. За первые три года существования Coursera аудитория превысила 15 млн человек. Из них примерно 300 тыс. пользователей Coursera живут в России, 350 тыс. — слушают русскоязычные курсы, которые разрабатывают уже шесть местных – российских университетов — партнеров компании. Среди университетов, сотрудничающих с проектом — Университет Джонса Хопкинса, Калифорнийский технологический институт, Эдинбургский университет, Университет Торонто, Колумбийский университет, Пенсильванский университет, Московский физико-технический институт, Высшая школа экономики. Университетские профессора адаптируют свои курсы для миллионов слушателей в интернете. Все курсы бесплатны для слушателей, основную выручку компании приносят сертификаты об их прохождении.

Как на протяжении 8 лет можно было игнорировать тот факт, что ведущие мировые университеты признали данную платформу и приступили к сотрудничеству с ней? Почему игнорировался тот факт, что в конце октября 2013 года Coursera объединилась с Госдепартаментом США для создания обучающих хабов по всему миру? При этом, мировой объем рынка онлайн-обучения достиг $200 млрд в 2019 году. Согласно оценкам Global Market Insights, ожидается, что он будет расти в среднем на 8% ежегодно — до $375 млрд к 2026 году.

Программа формирования и реализации электронного правительства Казахстана была утверждена еще в 2004 году; цифровизация национальной экономики начала набирать темпы в начале 2010 годов, а сфера казахстанского образования только-только делает первые шаги в данном направлении. Главным фактором, вынудившим Министерство образования и науки РК официально признать достижения цифровой эпохи и начать легализацию дистанционного обучения в нашей стране, стала пандемия коронавируса.

Но самая главная ошибка чиновников образования, на мой взгляд, заключается в отсутствии стратегического видения, что выражается в отсутствии национальной образовательной идеи, которая могла бы объединить казахстанское общество вне зависимости от национальности, языка, религии и социального статуса, и остановить бурный иммиграционный поток.

Европа, США, Израиль, Германия, СССР, Япония, все «азиатские тигры» – пик могущества каждого из этих государств приходится на момент торжества образовательной системы, максимального развития науки.

Разработка новых реформ должна преследовать лишь одну цель – упрочнение позиций нашего государства, повышение практической значимости нации на международной арене, через нахождение в международной системе координат. Чья практическая значимость будет столь велика, что любое вмешательство в ее дела (внутренние, в политические или иные) должно означать нарушение интересов всех мировых игроков.

Это возможно лишь при одном условии – при появлении нации знаний, способной создавать востребованную продукцию на международном уровне. Формирование всех условий для получения знаний населением в любой доступной форме (без экономических, организационных и административных барьеров). Именно эта задача должна волновать профильное ведомство, а не стремление к проведению череды бесконечных чиновничьих проверок образовательных учреждений.

Почему руководство страны и мы – граждане – не можем получить актуальный ответ на вопрос: «Как мы обучим наших детей?».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить