Нормы нашего общества

43438
Автор: Алия Бижанова
докторант Michigan State University, консультант ОЭСР

Что такое эмпатия, почему у нас с ней проблемы и при чем тут система образования?

Эмпатия - не новое явление, хотя и считается навыком XXI века. Синонимы эмпатии – сострадание, сопереживание, неравнодушное отношение одного человека к другому и ко всему окружающему миру. Хотя раньше это было личным качеством, присущим какому-то индивиду в той или иной степени и мало волновало социум, то сейчас это не просто личный вопрос этики.

Международные исследования последней декады доказывают, что чем более эмпатичны индивиды в определенном обществе, тем больше выигрывает от этого само общество. Согласитесь, чем сострадательнее относится человек к другому человеку, к животному, к остальному окружающему миру – тем приятнее жить и сосуществовать в таком обществе. Исследователи университета Пенсильвании и Университета Хьюстона доказали, что эмпатия помогает людям лучше коммуницировать, повышает уровень инноваций и продуктивность. Эмпатичные люди более успешны дома и в карьере.

ФОТО: Depositphotos.com/Gaukhar-Yerk

Эмпатия напрямую связана с уровнем развития общества и с системой образования. Отсутствие эмпатии в такой же степени говорит о его деградации. Когда мы выезжаем в развитые страны, мы видим более эмпатичных, улыбчивых, готовых прийти на помощь людей. В таких обществах мы меняем свое поведение на более положительное, следуя примеру большинства. Зато приезжая назад домой, мы возвращаемся в общество, где почти всегда и везде нужно бороться за свои права и свободы, где идет как будто борьба за выживание.

Почему я считаю, что такое поведение и ухудшающаяся обстановка в нашем обществе не случайна? Почему происходит такая деградация? Я уверена, что к этому имеет отношение система образования. Именно она призвана воспитывать в учениках и студентах сострадание, уважение к личности другого индивида, уважение к природе, к животным. Да, родители и семья тоже участвуют, но независимо от семейных условий образование способно воспитать в человеке самое прекрасное. Это делается через нравственные ценности, которые несет учитель и директор, через книги и учебники, через образовательную программу и педагогику.

Многие развитые страны (Канада, Австралия, Сингапур, Финляндия) ввели в учебную программу, начиная с детского сада, развитие навыков эмпатии и сделали упор на социально-эмоциональное обучение. Через такую программу развивается не только эмпатия, но и другие навыки XXI века (критическое мышление, культурная осведомленность, коммуникация, работа в команде и многие другие), без которых очень тяжело быть успешным в развитом обществе. Многие исследования доказывают, что эмпатия – это не врожденный талант, а навык, которому можно обучиться. Было бы очень логично начинать развитие этого навыка с детского сада, продолжая в школе и университете. Тогда эмпатия может стать жизненной философией, частью культуры, нормой поведения.

Яркие примеры эмпатии, которые мне запомнились лично.

Сингапур. Кто был в Сингапуре, знает, там люди очень приветливые. Они постоянно улыбаются, стараются помочь, особенно зная, что ты иностранец, показать дорогу, уступить место. Сингапурцы вежливы, терпеливы, чувствуется командный дух и желание помочь другому. У них также одна из самых лучших систем образования, где учат получать не только предметные академические знания, но и прививают навыки патриотизма, эмпатии, командной работы и культурной осведомленности. Это чувствуется на всех уровнях, на индивидуальном, в школе и в системе государственного управления.

Финляндия. Мы посещали детский сад, где учились обычные дети самого раннего возраста – 3 лет. Когда учитель спросил, что их волнует, они наперебой стали говорить о глобальном потеплении, уничтожении природы и изменении климата. Я была просто поражена уровнем их мышления, всему этому их учат с раннего детства.

США. Мы приехали на учебу с детьми. В университете никто не намекнул, почему мы приехали учиться с детьми и это как бы наши проблемы. Вместо этого университет дал грант на детский сад, покрыл медицинскую страховку для всей семьи, из школы принесли всевозможные материалы для учебы и новенький IPad, учителя постоянно интересуются ребенком, его интересами и социально-эмоциональным состоянием. Соседи, узнав, что мы только приехали, стали приносить еду и предлагать бесплатно мебель и технику. Волонтеры принесли книги для детей, еду и другие нужные вещи первой необходимости для быстрой адаптации.

Что же Казахстан? Новости о жестоком насилии над детьми в период пандемии. Домашнее насилие и изнасилование женщин. Избиение животного до смерти. «Убийство» розового озера Кобейтуз местными туристами. Список можете продолжить, вспомнив свой поход в супермаркет в период карантина или проезд в общественном транспорте.

Мы сами строим свое настоящее и те нормы, которые будут приняты в обществе. Если мы, каждый индивидуально, и все вместе, коллективно, будем более эмпатичны друг к другу и окружающему миру, то всем станет гораздо лучше и приятнее жить в таком обществе. Так почему бы нам не начать с сегодняшнего дня становиться хоть немного более сострадательными к окружающим людям и миру?!

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить