О дивный новый онлайн-мир

52951
Автор: Алёна Ткаченко
CEO Nommi

Мы не читаем пользовательские соглашения, не разбираемся в вопросах безопасности личных данных и не знаем, как воссоздать эффект класса и общения в онлайне

Карантин этой весны и лета принес такие открытия, как «на работе более удобный стол и кресла», «обычная школа – понятнее дистанционки» и «не у всех сотрудников компании дома хороший интернет». В целом оказалось, что наш онлайн-мир весьма себе офлайн, а онлайн он живет в строго определенных местах и форматах: рабочем - на работе, развлекательном - дома. Переход же в полную цифру для населения не такая простая задача, как может показаться на первый взгляд.

Значит ли это, что я жду возвращения ситуации к доковидному привычному формату и считаю его оптимальным? Скорее нет. Но абсолютно уверена, что нам всем придется учиться цифровой грамотности, а государству и компаниям – вспомнить статистику и математический анализ.

Каждый год, выступая организаторами Часа кода (инициативы по вовлечению школьников в программирование и STEM), мы готовим три типа заданий: для тех школ, где есть компьютеры и интернет; где есть компьютеры, но нет интернета; где нет или очень мало компьютеров и нет интернета. Школ последнего типа не так много, но они тоже есть. Школ второго – больше, и их сложнее посчитать, потому что интернет может быть подведен к кабинету директора или учительской и на этом заканчиваться. Когда минувшей весной дети начали заниматься удаленно из дома, ситуация стала еще запутаннее – теперь важно наличие интернета не в школе, а дома и свободного планшета, лэптопа или стационарного компьютера для занятий.

В то время как дети, учителя и зачастую мамы разбирались с переходом на онлайн-обучение, компании, которые перевели сотрудников на «удаленку», решали похожие проблемы: не у всех оказались дома подходящие условия для работы, у кого-то регулярно отключают свет (невероятно, но факт), а где-то просто нет качественного интернета. Дополнительный элемент – обеспечение безопасности доступа к корпоративным порталам. В офисе за сетями следит эксперт, дома – вы сами и те средства, которыми вас снабдил работодатель: VPN, специальный софт или надежда на «и так нормально будет».

В обоих случаях – и с детьми, и со взрослыми – мы привыкли считать, что с гаджетами и технологиями, за редким исключением, на «ты». Это не совсем так. Мы на «ты» с потреблением базового набора программ на смартфоне – Instagram, отдельных банковских продуктов и еще трех-четырех приложений, не считая игр. Мы не читаем пользовательские соглашения, не разбираемся в вопросах безопасности личных данных и не знаем, как воссоздать эффект класса и общения в онлайне.

Александр Ларьяновский из SkyEng убедительно пишет в одном из последних эссе: «Простые решения, наглядные, как дореволюционный лубок, – вот что станет трендом после пандемии. Цифровизация – да. Но цифровизация в картинках, для неграмотных». Пожалуй, это тот момент, когда не стоит, во-первых, обижаться на определение себя как «неграмотного» – мы действительно больше потребители, чем осознанные пользователи большого количества услуг и разработок. Во-вторых, еще более опасно считать, что все будет как раньше и нужно просто подождать. Признание проблемы – это первый шаг к ее решению.

При этом безусловный плюс онлайна – он хорошо считается. Количество уникальных учеников, число посещений рабочих и учебных порталов, трафик через VPN – в цифре у большинства из наших действий появляется след. А значит, и прозрачность. Прозрачность в определении проблемы, в результативности выбранных решений, в описании текущей ситуации. Именно поэтому нынешней осенью буду ждать больше цифр во всех сферах – медицинской, образовательной, бизнесе. Статистика, конечно, не может служить заменой мышления, но давать почву для размышлений – вполне.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить