Как управлять миром, связанным цифровой сетью

81449
Автор: Энн-Мэри Слотер
президент и гендиректор фонда New America

Мир срочно нуждается в работоспособной системе цифрового управления, которая будет служить общему благу

ВАШИНГТОН – Правительства стран мира создали существующие системы и институты международного сотрудничества для решения проблем XIX и XX веков. Но в современном сложном и быстро меняющемся цифровом мире эти структуры не могут действовать «со скоростью интернета».

Понимая это, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш в прошлом году собрал группу экспертов высокого уровня (её сопредседателями стали Мелинда Гейтс и один из основателей компании Alibaba Джек Ма), чтобы они предложили способы укрепления цифрового управления и сотрудничества. (Фади Шехаде, соавтор этой статьи, также входит в состав данной группы). Ожидается, что финальный доклад группы, который должен выйти в июне, станет значительным шагом вперёд в управлении потенциальными возможностями и рисками цифровых технологий.

Иллюстрация: pixabay.com/TheDigitalArtist

Термин «цифровое управление» может иметь различные значения, в том числе управление всем физическим миром с помощью цифровых инструментов. В нашем понимании он означает управление непосредственно технологическим сектором, а также специфическими проблемами, которые возникают при взаимодействии цифрового мира с физическим (хотя, конечно, цифровые технологии и их ближайший родственник – искусственный интеллект – вскоре проникнут во все отрасли).

Актуальность этого вопроса в глобальной повестке дня быстро повышается. В этом году на Всемирном экономическом форуме в Давосе лидеры Японии, ЮАР, Китая и Германии призывали к введению глобального надзора над технологическим сектором, одновременно признавая трудность создания работоспособной системы управления.

Некоторые бизнес-лидеры также признают необходимость принятия цифровых правил и конвенций. Президент Microsoft Брэд Смит призвал к выработке «цифровой Женевской конвенции» с целью защитить граждан от кибератак в мирное время. А по мнению гендиректора Apple Тима Кука, Америка нуждается в собственной версии утверждённого недавно Евросоюзом «Общего регламента по защите данных», который касается персональных данных. Оба признают, что если нормы так и не появятся, это ударит по темпам роста бизнеса и ещё сильнее подорвёт доверие к тому, как их компании управляют цифровым миром.

Интернет является сетью сетей, поэтому и управляющие им структуры должны быть такими же. Раньше мы считали, что один институт может управлять глобальной безопасностью или международной монетарной системой, но в цифровом мире такой подход является непрактичным. Ни одна группа правительств – и, уж конечно, ни одно правительство в одиночку – не сможет справиться с этой задачей.

Вместо этого нам нужен порядок совместного цифрового управления, в котором на основе трёх принципов участвуют публичные, гражданские и частные лидеры. Первый принцип: правительства должны управлять совместно с частным и гражданским сектором в более динамичной и гибкой манере, ориентированной на сотрудничество. Во-вторых, потребители и пользователи цифровых технологий и платформ должны научиться брать на себя обязательства и утверждать свои права. В-третьих, бизнес должен выполнять свои обязанности перед всеми заинтересованными сторонами, а не только акционерами.

В том цифровом порядке, который нам видится, представители правительств, бизнеса и гражданского общества формируют пиринговые, самоуправляемые горизонтальные сети. Центральный хаб будет активировать эти группы для решения конкретных цифровых проблем (например, использование данных для распознавания лиц, предоставление страховым компаниям доступа к медицинским картам пациентов, нацеленная на детей скрытая реклама), гарантируя при этом включение в эти группы соответствующих экспертов.

Участники таких сетей могли бы совместно разрабатывать цифровые нормы или реализуемые правила и рекомендации по их внедрению, которые дадут компаниям и гражданам понятные стимулы для ответственного сотрудничества в цифровом мире. Совместные разработчики правил должны будут предлагать наилучшие решения, причём на скорости интернета, и делать их доступными всем для добровольного принятия.

В некоторых случаях национальные или международные органы власти могли бы утверждать новые законы и регламенты, чтобы гарантировать внедрение и соблюдение цифровых норм. Но подобные действия «сверху-вниз» должны применяться лишь в крайних случаях, и в идеале они будут использовать в качестве руководящего ориентира коллективно разработанные цифровые нормы.

Центральный хаб – или клиринговый дом – будет мягко координировать эти сети и обеспечивать соответствие работы всего порядка совместного управления принципам открытости, инклюзивности, субсидиарности, устойчивости и инновационности. Более того, такой хаб мог бы играть роль биржи по обмену цифровыми нормами, разработанными различными сетями, стимулируя их распространение и внедрение. Этот помогло бы также улучшить координацию и ограничить ненужное дублирование.

Со временем данный хаб мог бы начать активно помогать правительствам, бизнесу и группам пользователей, а также другим национальным и международным организациям, участвовать в разработке – и, что критически важно, в утверждении – цифровых норм. Но он будет подталкивать ресурсы и власть к участникам, а не действовать сверху как орган власти.

Горизонтальные сети – это практичная система для управления цифровым миром. В то же время они активно опираются на успехи (и провалы) существующих сетей национальных регуляторов, например, Базельского комитета по банковскому надзоруСовета по финансовой стабильностиКорпорации по управлению доменными именами и IP-адресами (ICANN). Вместо того чтобы потратить ещё один год на дебаты об идеальной системе цифрового управления, будет намного мудрее начать с уже функционирующих и проверенных подходов, адаптируясь в процессе.

Мир срочно нуждается в работоспособной системе цифрового управления, которая будет служить общему благу. Если публичные, частные и гражданские лидеры не начнут действовать быстро, мы рискуем столкнуться с экономическим спадом, ускорением милитаризации цифровых технологий, дальнейшей утратой доверия и безопасности. Последствия этой ошибки будут простираться далеко за пределы цифрового мира.

Энн-Мэри Слотер, президент и гендиректор фонда New America

Фади Шехаде, бывший президент и гендиректор ICANN (2012-2016), сейчас член Группы экспертов высокого уровня по вопросам цифрового сотрудничества при генеральном секретаре ООН, член консультативного совета Центра изучения Четвёртой промышленной революции при Всемирном экономическом форуме

© Project Syndicate 1995-2019 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить