Стоят ли США за происходящими в Иране массовыми протестами?

13009
Автор: Тимур Сейтмуратов
бизнесмен (США)

Не секрет, что сегодня одним из основных векторов напряженности на Ближнем Востоке является нарастающее противостояние между Ираном и Саудовской Аравией. Чего хочет Иран? Влияния на регион с претензией на лидерство во всем мусульманском мире

Давайте будем откровенны. Выгодны ли США волнения в Иране? Скорее да, чем нет. Иран, чья официальная внешнеполитическая стратегия круто замешена на радикальном и непримиримом антиамериканизме, с провозглашением лозунга «США должны быть уничтожены», вряд ли может рассчитывать на симпатии Дяди Сэма.

Стоят ли США за происходящими сейчас в Иране массовыми протестами? Скорее нет, чем да. 
По одной простой причине - зачем? Зачем США в очередной раз напрягать силы и тратить ресурсы, особенно в свете озвученной в декабре 2017 новой Стратегии национальной безопасности, обозначившей в качестве приоритетного направления конкуренцию совсем с другими державами.

Но США, безусловно, внимательно наблюдают за происходящими событиями, потому что они напрямую касаются американских союзников в регионе.

Не секрет, что одним из основных векторов напряженности сегодня на Ближнем Востоке является нарастающее противостояние между Ираном и Саудовской Аравией.

Чего хочет Иран? Влияния на регион с претензией на лидерство во всем мусульманском мире. Причем заявленные устремления являются для Ирана концептуальными и рассматриваются им через призму исторической миссии.

Чего хочет королевство саудитов? Сохранить существующее влияние - и в регионе, и в исламском мире.

С 2015 эксперты по Ближнему Востоку озвучивают высокую вероятность прямого военного столкновения между этими региональными державами. По объективному стечению обстоятельств, поддержать Саудовскую Аравию скорее всего будет готов и Израиль. Как говорится, враг моего врага - мой друг.

Какова основная задача США в этом пасьянсе? Несомненно, оказать союзникам поддержку. Например, помочь сформировать новый региональный военно-политический альянс и обеспечить его передовыми военными технологиями с ударной мощью, способной подавить любого оппонента. Это серьезный козырь в игре.

Дональд Трамп во время визита в Саудовскую Аравию
Фото: Reuters
Дональд Трамп во время визита в Саудовскую Аравию

Что для этого сделано? В мае 2017, во время визита президента США в Эр-Рияд, был подписан военный контракт стоимостью $110 млрд на поставку в королевство современной продукции всей линейки американского ВПК, за исключением разве что атомных подводных ракетоносцев и баллистических ракет.

За три месяца до этого США согласились поставить Израилю свои ультрасовременные многоцелевые истребители пятого поколения F35 на сумму $55 млрд. В теории, F35 способен преодолевать заградительный огневой барьер российских зенитно-ракетных комплексов С-300/400, которые прикрывают иранское небо. Таким образом, в руках Израиля, с учетом его подготовленной армии и высокоэффективного спецназа, оказался не просто козырь, а козырный туз, делающий из него желанного партнера для Саудовской Аравии в игре против Ирана.

Помимо военно-технического сотрудничества, США сделали определенные политико-дипломатические шаги. Во время все того же визита в Эр-Рияд президент США на встрече с лидерами арабских стран призвал к созданию в регионе по сути «арабского НАТО, по аналогии с НАТО западным, которое на многие десятилетия стало основным фактором безопасности и стабильности для его европейских членов. А ведь до этого Европа была ареной бесконечных конфликтов, включая две мировые войны».

Ну и недавний демарш с признанием Иерусалима, согласно утвержденному еще в 1995 американским конгрессом Акту за номером 104-45 (Jerusalem Embassy Act), тоже является частью общей политической поддержки союзникам. Здесь важно не упускать из вида тот факт, что лидеры Саудовской Аравии, согласно сообщениям в арабской прессе, де-факто с действиями США и Израиля согласились, предложив палестинцам мирный план по переносу столицы Палестины в город Абу Дис. Для Израиля и саудитов застарелый вопрос Иерусалима, перед началом «большой партии», должен был быть вычеркнут из взаимной повестки. Хотя бы на понятийном уровне. Что и было сделано.

Чем закончатся волнения в Иране? Не будем гадать. Это все-таки внутреннее дело самих иранцев. Однако понятно, что стихийными народными протестами вполне может попробовать воспользоваться Саудовская Аравия. Ведь, как гласит древняя мудрость, приписываемая китайскому стратегу Сунь Цзы, лучшая драка - это несостоявшаяся драка. Ослабить своего соперника без масштабной военной акции - желаемый расклад для королевства.

И вот здесь будет проверена на деле стойкость и народность властей Ирана, их способность идти на компромиссы и находить общий язык со своими гражданами. Не будем забывать, что у иранцев уже есть опыт свержения шаха Пехлеви в 1979, который, несмотря на всю свою прогрессивность, так и не смог в те роковые для себя дни проявить необходимую гибкость.

А вообще, конечно, властям любой страны стоило бы помнить классическое определение революционной ситуации: низы не хотят, а верхи не могут. До такого лучше не доводить. Тогда и любые внешние «доброжелатели» будут не у дел.

Источник: страница Тимура Сейтмуратова в Facebook. Публикуется с разрешения автора

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить